Нормативные акты о персональных данных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативные акты о персональных данных». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все действия с персональными данными относятся к их обработке: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, изменение, использование, передача, обезличивание, блокирование, уничтожение и т.д.

Любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, считаются распространением персональных данных и требуют наличия согласия.

Ответственность предусмотрена ст. 13.11 п. 2, 2.1 КоАП РФ. В случае если порядок получения согласия нарушен, его форма неверная или в ней отсутствуют частично обязательные условия, грозит увеличенный штраф:

  • для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.
  • для юридических лиц — от 30 000 до 150 000 руб.

За повторное нарушение ввели новые штрафы:

  • для должностных лиц — от 40 000 до 100 000 руб.
  • для индивидуальных предпринимателей — от 100 000 до 300 000 руб.
  • для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

Меры по защите персональных данных сотрудников

Да, уведомлять органы Роскомназдора о начале обработки персональных данных обязательно в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанной статьей. Если вы попадаете под исключения, то уведомлять Роскомнадзор не требуется:

  • перечень случаев-исключений смотрите в шпаргалке (скачайте в конце статьи).

Любой аудит начинается с определения перечня документов, которые будут подлежать проверке.

  • В обязательном порядке необходимо проверить не только правильность оформления документов, но и каким образом выстроены процессы и процедуры при осуществлении обработки персональных данных.

Закон «О персональных данных»

Предоставлять персональные данные субъекта сторонним организациям без его согласия можно, если эти случаи предусмотрены законом. Например, идет судебный процесс и суд делает соответствующий запрос по работнику — работодатель может сообщить сведения, получать согласие у работника он не обязан.

На практике может случиться, что в организацию поступает звонок от потенциального работодателя или из банка с вопросами о работнике. Такой запрос не предусмотрен нормами действующего законодательства. Работодатель не имеет права раскрывать данные работника третьим лицам без его согласия, которое должно быть получено с соблюдением требований ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.

Важно: нельзя передавать или подтверждать по телефону действительность и принадлежность персональных данных субъекта (работника, соискателя, третьего лица и др.), так как по телефону сложно идентифицировать лицо, от которого поступает звонок. При подобной передаче сведений может быть нарушен порядок обработки и разглашены персональные данные постороннему лицу. Предоставление персональных данных возможно только на основании письменного запроса от третьего лица, которому необходимы персональные данные.

За рубежом сложились два основных подхода к определению персональных данных: в некоторых государствах (Нидерланды, Швеция, Новая Зеландия и др.) они отождествляются с любой информацией, имеющей отношение к конкретному лицу, в других — прослеживается детализация, установление определенных критериев отнесения информации к указанной категории (Великобритания и др.).

В Великобритании не допускается сбор данных о расовом происхождении, политических, религиозных и прочих взглядах работников, их физическом и умственном здоровье, сексуальной жизни, судимости. В США многие штаты приняли законы, запрещающие предпринимателям проводить расследования прошлого нанимаемых работников. Согласно этим законам, прежде чем вступить в контакт с прежним работодателем, новый наниматель должен получить согласие на это кандидата на рабочее место.

У нас в соответствии с ТК РФ под персональными данными подразумевается информация, необходимая работодателю в связи с установлением трудовых отношений и касающаяся конкретного работника (ст. 85). При этом законодатель не устанавливает перечня таких сведений.

А это означает, что круг сведений и вид информации, которые составляют персональные данные работника, компаниям следует определять в локальном нормативном акте, но в пределах, установленных федеральным законодательством.

Другой документ, где дается характеристика персональным данным, — это ФЗ № 152 «О персональных данных». В нем указывается, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на ее основе физическому лицу (субъекту персональных данных). Она включает фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, а также адрес, сведения о семейном, социальном, имущественном положении, об образовании, профессии, доходах и иные.

Если организация, например, передает данные работника в банк для выпуска «зарплатной» карты, то она является оператором. Если у фирмы есть клиенты — физические лица, то ее также следует считать оператором. Если предприятие осуществляет передачу персональных данных в другие
организации, любым лицам, то и оно — оператор.

Статья 22 Федерального закона «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять такой процесс. Уведомления должны быть посланы в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или отправлены в электронном виде и подписаны электронной цифровой подписью Операторам необходимо зарегистрироваться в Реестре операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора и указать цель обработки персональных данных.

Это может быть, например, кадровый учет сотрудников по трудовому договору; исполнение трудового договора; подбор кадров; поддержка иностранных сотрудников; продвижение товаров на рынке; продажа рекламных мест; возврат утерянных паспортов; учет обращений в медицинский кабинет; организация пропускного режима; автоматизация обмена почтовыми сообщениями.

Что касается оснований, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные без уведомления Роскомнадзора, то они перечислены в ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В частности, это можно делать, если персональные данные работника используются в соответствии с трудовым законодательством. Обрабатывать такие данные разрешается исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, оказания содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, создания условий для личной безопасности персонала и сохранности имущества организации, контроля качества выполняемой работы (ст. 86 ТК РФ).

Итак, направлять уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор нет необходимости в том случае, когда персональные данные работников обрабатываются согласно трудовому законодательству.

При этом, если работодатель планирует в рамках совместного с банком «зарплатного» проекта выплачивать зарплату работнику через банковскую карту или оформить ему договор добровольного медицинского страхования, то такие отношения выходят за рамки трудового законодательства. В такой ситуации необходимо отослать в Роскомнадзор уведомление установленного образца.

Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных

Поводов для передачи персональных данных третьим лицам может быть масса — заключение договоров дополнительного медицинского страхования, получение «зарплатных» банковских карт и т. д. Если организация большая — несколько тысяч работников, то получение с каждого из них согласия на обработку персональных данных может занять много времени. Да и сами работники от этого будут не в восторге. Таким образом, возникает вопрос: можно ли заранее решить эту проблему, включив данный пункт в трудовой договор?

По своему опыту скажу, что собирать со всех согласие на передачу данных в любом случае придется. В трудовой договор, конечно, можно включить соответствующий пункт, но все равно необходимо будет выполнить требование о получении согласия работника. Причем проще будет оформить это согласие отдельно.

Сделайте коллективный договор с работниками и перечислите там всех тех третьих лиц, которым будут передаваться персональные данные, указав их наименование, адрес, цель передачи им данных, включив перечень их возможных действий с персональными данными и обозначив срок, в течение которого они будут обрабатывать эти данные. Все работники распишутся — и дело будет закрыто.

Суды и другие правоохранительные органы могут беспрепятственно получать от компаний персональные данные сотрудников, клиентов или контрагентов без согласия последних. Но ответ на вопрос о том, имеют ли аналогичные права другие контролирующие структуры и какие именно, приходится искать не только в законах, но и в судебной практике.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 25.06.09 г. по делу № А40-76345/08-122-112 указал, что сотрудник службы судебных приставов не имеет права запрашивать и получать сведения, содержащие личные данные граждан. В частности, суд отметил, что ни Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», ни Федеральный закон от 02.01.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предоставляют судебным приставам-исполнителям права получать персональные данные без согласия их субъектов, не устанавливают условия получения таких данных, не определяют круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также полномочия судебного приставаисполнителя по их обработке.

Если ваша компания осуществляет передачу персональных данных в другую страну, то возникает проблема защиты персональных данных при их трансграничных перемещениях.

Что такое трансграничная передача данных? Это передача персональных данных оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти, физическому или юридическому лицу иностранного государства. В Российской Федерации одним из критериев оценки государства с точки зрения организации им адекватного уровня защиты может выступать факт ратификации им Конвенции о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., ETS № 108.

До начала передачи оператор должен убедиться в том, что на территории иностранного государства обеспечена адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Камнем преткновения является формулировка «адекватная защита», так как критерии адекватности нигде не определяются, при этом здравый смысл подсказывает, что адекватной можно считать защиту, которая соответствует российскому законодательству.

Присоединение иностранного государства к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 1981 г.; с изменениями 1999 г.) позволяет причислять его к числу тех, кто гарантирует вполне адекватную защиту.

Для обоснования адекватности защиты персональных данных при передаче их в зарубежный филиал компании необходимо реализовать ряд мероприятий, включая разработку документа (или нескольких), который отражает следующие основные моменты:

  • общие положения (организационная структура компании; страна (страны), в которую передаются персональные данные; цель передачи и обработки персональных данных за границей);
  • правовое обоснование трансграничной передачи персональных данных (перечень нормативно-правовых документов, на основаникоторых осуществляется передача и обработка персональных данных);
  • описание объекта защиты;
  • характеристики передаваемых персональных данных (категории персональных данных, отправляемых за границу; категории субъектов персональных данных; способы обработки данных: автоматизированная, неавтоматизированная, смешанная);
  • регламент обеспечения безопасного информационного обмена персональными данными с зарубежными филиалами (представительствами) (описание информационных систем персональных данных, из которых они передаются, а также ИСПДн, куда они передаются, перечисление каналов передачи данных, стандартов и протоколов передачи данных и т. д.). Описание мероприятий и средств обеспечения защиты передаваемых данных (организационные меры; технические средства защиты информации, в том числе криптографические);
  • состав законодательства иностранного государства, отражающего вопросы защиты персональных данных;
  • заключительные положения (обязательства зарубежного филиала соблюдать законодательство по обработке персональных данных страны, в которой он находится; обеспечивать соответствующую защиту полученных и обрабатываемых персональных данных, заверенные подписью ответственных лиц головной организации и зарубежного филиала).

Эти мероприятия позволят минимизировать риски реализации угроз для персональных данных при их трансграничной передаче, повысить ответственность должностных лиц за соблюдением установленных норм информационной безопасности.

Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях их обезличивания или по истечении 75-летнего срока их хранения, если иное не определено законом.

Согласно ФЗ-152, персональные данные должны быть уничтожены оператором по достижении цели их обработки. А, например, первичные документы по кадровому учету и заработной плате необходимо хранить в течение 75 лет. Но они должны находиться в архиве, а ФЗ-152 на архив не распространяется в соответствии с законом об архиве. Таким образом, после сдачи документов в архив организация уже не может хранить эти сведения у себя.

Что касается больничных листов, то это касается субъекта. К примеру, если работник уволился, заново никуда устроиться не успел и заболел, то больничный рассчитывается ему на основании дохода по последнему месту работы. А в организации в соответствии с налоговым законодательством обязаны хранить все финансовые документы за пять прошедших лет для налоговой проверки.

Причем отсчет срока хранения ведется от начала нового финансового года или даты передачи дела в архив, а это тоже обычно происходит в конце года. И кстати, до пяти лет допускается хранение документов в организации, без передачи их в архив.

Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»

Итак, постановление Правительства РФ 2007 г. № 781 утратило силу. В новом постановлении № 1119 объединены два проекта, один из которых определяет уровни защищенности информации, содержащей персональные данные, а второй — требования к их безопасности.

По сути дела, мало что изменилось. Та же оценка соответствия, тот же непонятный электронный журнал, те же требования об утверждении списка допущенных лиц, установлении режима безопасности в помещениях, та же отсылка к нормативным документам ФСТЭК и ФСБ. Постановление определяет, что набор средств защиты оператор должен выбирать самостоятельно, основываясь на ранее принятых нормативных актах ФСБ и ФСТЭК.

Согласно документу, актуальными угрозами для безопасности персональных данных являются условия и факторы, создающие потенциаль-ную опасность несанкционированного доступа к базам данных при их обработке, в результате которого данные могут быть уничтожены, изменены, заблокированы или предоставлены третьим лицам, не имеющим к ним права доступа. Кроме того, в постановлении определены три типа угроз информационным системам, содержащим пользовательские базы данных, а также четыре уровня защищенности информационных систем.

Пункт 13 постановления № 1119 требует, чтобы в помещениях, где производится обработка персональных данных, был обеспечен режим безопасности в соответствии с 4-м (минимальным) уровнем защищенности. При выполнении этой нормы документа становится практически невозможным использование мобильных устройств для обработки персональных данных за пределами помещения, где обеспечен режим безопасности. Следовательно, применение сотрудниками ГИБДД, таможенниками или врачами планшетов и смартфонов за пределами своих офисов оказывается также неправомерным.

Теперь подробной классификации угроз нет, поэтому проводим их оценку самостоятельно и устанавливаем соответствующий уровень защищенности в целях их нейтрализации. Для обеспечения нужного уровня защищенности необходимо реализовать ряд организационных и технических мероприятий по выбору средств защиты информации, причем сделать это надо, ориентируясь на документы ФСБ и ФСТЭК.

Есть ли какие-либо ограничения по применению средств защиты для различных уровней защищенности? Данный вопрос не раскрыт ни в ФЗ-152, ни в постановлении Правительства РФ № 1119.

Политика обработки персональных данных в локальных актах организации

Вы указали в локальном акте все используемые термины, определили цели. Теперь в Положении о защите персональных данных работников закрепите перечень должностей с допуском к ПнД. Это требует ст. 86 ТК РФ и 152-ФЗ.

Это допуск должностных лиц внутри компании-оператора. Доступ к конфиденциальным данным разделяется на полный и ограниченный. При описании полного допуска указывают список должностей, допущенных к ПД без ограничений.

При определении ограничений, кроме перечисления должностей, описывают свойства конфиденциальных данных, к которым допущены сотрудники, перечисляют операции, производимые с ними и указывают конечные цели.

Пример перечня должностей и перечня документов с персональными данными

В Регламенте перечисляются учреждения, которым передаются личные данные — это внешний доступ к конфиденциальной информации. К числу допущенных к личным сведениям работников относят контрольные и надзорные ведомства, иные, установленные федеральными нормами:

  • Инспекции труда;
  • Прокуратура РФ;
  • Правоохранительные органы;
  • Налоговики;
  • Военные комиссариаты;
  • Отделы миграционного учета иностранных граждан;
  • другие.

Включенные в положение об обработке персональных данных работников юрлица получают доступ, обусловленный спецификой деятельности, в порядке, установленном нормами РФ.

Укажите в локальном акте следующую информацию о юрлице с внешним допуском к ПД:

  • название, месторасположение;
  • цели передачи и объем переданных сведений;
  • операции с ПнД;
  • механизмы и правила обработки;
  • требования к защите.

Совет

Мы рекомендуем в Регламенте о ПД указывать обстоятельства, при которых возможно предоставление конфиденциальных сведений контрагенту.

Пример

Условия передачи персональных данных третьим лицам (в том числе, находящимся не в России — трансграничной) для достижения целей обработки ПД — наличие в соглашении пунктов, регулирующих обработку ПД.

Пример реестра персональных данных и действий по их обработке

Ст. 5, п.5 No152-ФЗ посвящена:

  • соразмерности объема и характера полученных данных объявленным целям;
  • запрещению избыточности ПДн.

Об этом будет следующий раздел локального акта.

Пример

Если объявленная цель обработки ПД — подписание договора с физлицом Ивановым И.И. на поставку товара, то персональные сведения, соответствующие этой цели — ФИО, банковские реквизиты паспорт, ИНН, телефоны, адрес. Избыточной будет информация о семье и имущественном положении.

Важно!

Именно цель определяет объем ПД. Если ваша организация предложит Иванову И.И. дополнительную социальную поддержку (полис ДМС) — это другая цель, она потребует иное количество ПД.

В Положении о защите персональных данных работников перечисляются все категории лиц, чья личная информация необходима в деятельности предприятия. Это действующие и бывшие сотрудники, родственники, претенденты на вакансию, контрагенты оператора (физлица, юрлица) или их представители.

Совет

Параллельно с перечислением целей рекомендуем дать перечень обрабатываемых перс данных применительно к указанным категориям субъектов.

Отдельно разъясняется обработка спецсведений (раса, национальность, политические взгляды, религия, здоровье) и биометрии, если она производится.

Нормативная база по защите персональных данных

Если режим хранения ПнД позволяет раскрыть их субъекта, то хранение такой информации оканчивается:

  • с достигнутой целью обработки;
  • вместе с действием согласия на обработку ПД/его отзыва;
  • согласно нормам об архивном деле.

Совет

Рекомендуем продолжительность и порядок хранения ПД в ИСПДн или на бумаге указывать, учитывая установленный к ним доступ должностных лиц. Место хранения используемых баз конфиденциальных сведений также следует указать в Регламенте.

Важно!

Напоминаем — базы данных личных сведений работников локализуются в России

Каждый человек сам решает, что и кому сообщать о себе. Это его частная жизнь, она конфиденциальна.

Чтобы информация о частной жизни не распространялась, действуют правила работы с персональными данными. Это следует из ст. 2 Закона № 152-ФЗ.

Предприниматели и организации, заключившие хотя бы один трудовой договор, отвечают за утечку сведений о частной жизни работников. Считается, что работодатели — операторы персональных данных. Они собирают информацию, хранят её в кадровых документах, передают в налоговую и пенсионный фонд. Основание — ст. 3 и 7 Закона № 152-ФЗ.

Правила работы с персональными данными не изменятся, если число работников вырастет до десяти или двух тысяч по всей стране.

Бизнесу без наёмного персонала в этом плане меньше хлопот. За свои паспортные данные и номера банковских карт предприниматели отвечают сами. Требований нет, составлять документы не надо.

За утечку персональных данных и даже формальные ошибки работодатели отвечают по административной, гражданской и уголовной ответственности.

Административная ответственность: штрафы

Работу с персональными данными контролируют Роскомнадзор и прокуратура. С внеплановой проверкой приходят по жалобе работника, в том числе бывшего.

Штрафуют за избыточный сбор данных, отсутствие в кадровой документации согласия работника, утечку и отказ уточнить сведения по ст. 13.11 КоАП РФ. Размер штрафа — до 75 000 ₽.

Попасть на административную ответственность можно за сам факт нарушения закона. Проверяющие не будут разбираться, была ли реальная опасность, что мошенники оформят микрозайм по копии паспорта.

Компания использовала копии документов людей как черновики. Это незаконное распространение персональных данных. Прокуратура назначила штраф 25 000 ₽ — дело № 44а-1189/2018.

Если по вине работодателя стали известны факты из частной жизни, работнику полагается компенсация морального вреда.

Дела о моральном вреде рассматривает суд по иску работника. Сумма компенсации зависит от последствий и бывает ощутимой.

Скриншот трудового договора с размером зарплаты работника попал в интернет. Компания не уследила или не придала этому значения. По всей видимости, был резонансный спор, но правило секретности персональных данных действует и тут. Работник отсудил 25 000 ₽ — дело № 33-4172/13.

Правила о персональных данных разбросаны по разным законам. Мы собрали их в один столбик и упростили:

🔐 Персональные данные работника обрабатывают только с его письменного согласия.

🔐 Персональные данные работника нельзя никому сообщать без его согласия — ст. 7 Закона № 152-ФЗ. Даже коллегам и членам семьи. Но есть исключения, связанные с угрозой жизни и здоровью. Например, врачам скорой помощи можно сказать про аллергию.

🔐 Работодатель берёт от работника только нужные для работы сведения — ст. 86 ТК РФ.

О политических взглядах, вероисповедании и сексуальной ориентации расспрашивать нельзя. Про здоровье можно выяснить только то, что нужно для конкретной рабочей функции.

🔐 Персональные данные получают у самого работника. Когда нужные сведения есть только у третьей стороны, с работника берут письменное согласие.

🔐 Работодатель на свои деньги обеспечивает физическую сохранность документов с персональными данными. Хранить документы в надёжном месте — одна из главных его обязанностей.

🔐 Данные о работнике должны быть точными и свежими. Работодатель обязан заменять, обновлять и удалять информацию по просьбе работника — ст. 5 Закона № 152-ФЗ.

🔐 Работник в любое время может получить бесплатно копию документов с персональными данными — ст. 89 ТК РФ.

🔐 В фирме назначают ответственного за персональные данные. Этого специалиста знакомят с правилами работы из закона.

Персональные данные работников: как работодателю не нарушить закон

Персональные данные делятся на категории:

  • общая;
  • специальная;
  • биометрические данные;
  • обезличенные.

Общая категория. Информация, на основе которой можно опознать определённую личность: фамилия, дата и место рождения, пол, образование, материальное положение и др.

Этот перечень открытый.

Специальная категория. Некоторые данные обрабатывать запрещено: о расе, национальности, религии, состоянии здоровья.

Обработка специальных сведений возможна в исключительных ситуациях (для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных и других лиц) с письменного согласия.

Биометрия. Позволяет идентифицировать человека по физическим особенностям организма, когда оператор использует их для аутентификации:

  • отпечатки пальцев;
  • ДНК;
  • сканирование сетчатки;
  • распознавание радужки.

Биометрию можно использовать только при наличии письменного согласия кроме некоторых случаев (для исполнения международных договоров, в интересах правосудия и т. п.).

Обезличенные. Информация обезличивается при обработке, в результате которой становится невозможно соотнести данные с определённым человеком.

Единственный способ избежать претензий Роскомнадзора и внушительных штрафов, которые могут достигать 18 млн р. — правильно организовать защиту и обработку личной информации.

Обработка персональных данных — любые действия с информацией о личности, выполняемые как с применением средств автоматизации, так и без них: сбор, систематизация, обезличивание, иные операции.

Чтобы не нарушить законодательство, компании следует придерживаться ряда правил.

  1. Уведомить Роскомнадзор перед тем, как приступить к обработке. Уведомлять не надо при операциях с конфиденциальными данными:
    • сотрудников фирмы;
    • при заключении договоров;
    • в ряде других случаев (ч. 2 ст. 22 ФЗ N 152-ФЗ).
  2. Разработать политику компании по обработке данных и разместить её в открытом доступе: на сайте или на видном месте в офисе (если сайта нет).
  3. Определить цели работы с личными данными и работать с ними строго с заявленными целями.
  4. Обрабатывать данные с применением баз данных, которые расположены на территории РФ.
  5. Принять локальные акты, которые определяют правила проведения операции с личными данными. Законодательство не содержит перечень документов, которые обязана иметь компания.

    Руководитель должен самостоятельно решить, какие локальные акты необходимо принять для данной компании, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.

    Чаще всего это:

    • регламент обработки данных;
    • правила компании по подбору персонала;
    • введение пропускного режима;
    • перечень мест хранения данных;
    • регламент уточнения, уничтожения ПДн.
  6. Назначить лицо, которое отвечает за вопросы безопасности обработки ПДн.
  7. Утвердить перечень сотрудников, которые допущены к работе с информацией.

Для защиты персональных данных применяют различные возможности:

  1. Технические. Заключаются в программе мероприятий по защите ПО от несанкционированного доступа.

    Чтобы защитить ПО, требуется привлечь IT-специалистов, смоделировать угрозы, определить степень защищённости ПДн и обеспечить безопасность.

  2. Физические. Это ограничение доступа к ПДн посторонних лиц в виде допуска к работе с информацией только определённых сотрудников; внедрения пропускного режима; организации мест хранения данных и иные.
  3. Организационные и юридические. Предполагают разработку и внедрение компанией политики обработки персональных данных, положения о защите данных, издание приказов о назначении ответственного, осуществление контрольных мероприятий.

Оператор должен назначить ответственного за операции с конфиденциальными данными.

Ответственное лицо обязано:

  • контролировать соблюдение законодательства в сфере защиты ПДн оператором и работниками;
  • информировать работников о правилах обработки конфиденциальных данных;
  • вести приём и обработку обращений субъектов ПДн.

В российских организациях, которые ведут деятельность в странах ЕС, должен быть назначен ответственный по защите данных — DPO.

Ответственным лицом может быть назначен сотрудник — руководитель компании, юротдела, других подразделений, либо стороннее лицо — независимый эксперт или фирма.

Во время проверок контролирующие органы уделяют внимание документам, которые регулируют политику компании по обработке ПДн, достаточности мер защиты от неправомерного использования информации, правилам доступа к конфиденциальной информации.

Поэтому компания должна правильно оформить лицо, ответственное за обработку данных:

  1. Издать приказ о назначении ответственного лица и ознакомить с приказом сотрудника под подпись.
  2. Внести соответствующие дополнения в должностную инструкцию и (или) трудовой договор.
  3. Если до назначения сотрудника за безопасность ПДн отвечали другие работники, издать приказ и снять с них ответственность за организацию обработки информации. При этом обязанность работников не разглашать данные необходимо сохранить.
  4. Составить перечень работников, которые допущены к обработке данных и утвердить перечень приказом.
  5. Со всеми приказами работники должны быть ознакомлены под подпись.

Как организовать работу с персональными данными сотрудников

С каждым годом контроль по стороны Роскомнадзора становится всё жёстче, а ответственность операторов — выше:

Период Выписано протоколов Сумма штрафов
2018 г. 156 437 тыс. рублей.
2019 г. 215 1 млн 99 тыс. рублей

Из таблицы видно, что в 2019 году привлечение к административной ответственности выросло на 22 % по сравнению с предыдущим годом.

В 2020 году ситуация обострилась: ответственность за некорректную обработку персональных данных ужесточилась. Более того, индивидуальных предпринимателей по объёму ответственности приравняли к юридическим лицам.

Только строгое следование требованиям закона при обработке конфиденциальной информации позволит избежать нарушений и привлечения к ответственности.

Сохранить:

Распечатать Связаться с адвокатом

Персональные данные (ПД, ПДн) — сведения об определенном или определяемом физическом лице, которые прямо или косвенно имеют к нему отношение. Как видим, определение, которое нам дает ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», достаточное расплывчатое и не дает ясного представления, что же попадает под персональные данные.

Между тем, Роскомнадзор дает простую рекомендацию по определению персональных данных:

  • во-первых, если по набору представленных сведений удается определить лицо без предоставления иных идентификаторов или документов, значит мы имеем дело с персональными данными
  • во-вторых, если для отнесения сведений к конкретному человеку требуется дополнительная информация, такие сведения нельзя считать персональными.
152-ФЗ «О персональных данных»

К примеру, к персональным данным можно отнести:

    • ФИО.
    • Номер телефона.
    • Паспортные данные.
    • Биометрические данные.
    • Страховой номер (СНИЛС).
    • Личный номер налогоплательщика(ИНН).
    • Пароли для доступа к социальным сетям.
    • Пароли к электронным банковским, социальным и медицинским кабинетам и др.

Дополнительно, хотелось бы коснуться и определения «обработка персональных данных». Под обработкой персональных данных стоит понимать любую операцию или их совокупность, выполняемых операций с использованием средств автоматизации или без применения таковых с персональными данными. Например: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение данных.

В первую очередь стоит обратить внимание на создание политики конфиденциальности. Как правило, ее закрепляют приказом об утверждении персональных данных в локальном документе. Документ носит название «Положение о персональных данных».

Положение обязательно содержит следующие сведения:

  • перечень обрабатываемых ПДн;
  • цели их обработки;
  • список действий с ПДн;
  • перечень действий с ними;
  • права и обязанности сотрудников при работе с ПДн;
  • порядок обработки ПДн, в том числе хранения, использования и передачи;
  • возможная ответственность сотрудников за несоблюдения порядка работы с персональными данными.

Круг лиц, которые имеют доступ к персональным данным, должен быть ограничен. Как правило, он утверждается дополнительным приказом об обработке персональных данных. Приказ подписывается руководителем. Обычно в такой список попадают сам руководитель организации и его заместители. В некоторых случаях сотрудники отдела кадров и бухгалтерии, юрист и представители службы безопасности.

Кроме того в список может попасть секретарь, в обязанности которого входит бронирование отелей и билетов для сотрудников. Уполномоченные на доступ к ПД работники должны подписать обязательство о неразглашении персональных данных. В некоторых случаях такая обязанность может быть заранее включена в условия трудового договора. При необходимости доступа лицам не из списка уполномоченных нужно завести журнал и фиксировать в нем каждое обращение к ПНд.

Отдел семьи и назначения детских пособий

775-53-22
772-39-16
775-53-30

Отдел субсидий

772-39-14
243-28-56

Отдел льгот

775-53-23
775-53-29
243-28-62

Отдел опеки и попечительства

731-66-74
731-66-75
731-66-76

Отдел реализации муниципальных программ

243-28-43

Обработка и защита персональных данных в организациях

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    • Определения
    • Зачем России этот закон
    • Как утверждали и меняли закон
      • Минцифры России предложило обезличивать персональные данные только с согласия субъекта
      • Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить
      • Депутаты ужесточили наказание за нарушения в работе с персональными данными
      • Изменения в законе с 1 сентября 2015 года
      • 2006-2010 годы
    • Кого касаются требования
    • Ответственность за невыполнение требований
      • 2020: Минюст России предложил значительно увеличить штрафы за утечку персональных данных
      • 2019
        • Госдума одобрила во втором чтении проект о хранении личных данных
        • В России в 6000 раз поднимут штрафы за отказ хранить данные
        • В Госдуму внесен законопроект о штрафах за нарушения хранения ПДн
        • Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
        • Оператор персональных данных — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
        • Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

        Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза. Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных».

        По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.

        Минкомсвязь России подготовила в мае 2017 года поправки в закон «О персональных данных», которые предполагают ограничение передачи персональных данных на зарубежные сервера российских компаний.

        Как пишут «Известия», в настоящее время ограничения касаются передачи данных зарубежным юрлицам. Сервера российских компаний, находящиеся за рубежом, под это ограничение не подпадают.

        Поправки, подготовленные министерством, предполагают применять формулировку «трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства».

        Госдума приняла в начале 2017 года закон об увеличении штрафов за нарушение закона о сборе, обработке и хранении персональных данных.

        За нарушения в работе с персональными данными для юрлиц предусмотрен штраф до 10 тыс. руб. Однако, по мнению авторов закона, действующая норма не учитывает тяжесть негативных последствий правонарушения, поэтому депутаты предложили ужесточить наказание.

        Теперь за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обработку данных, несовместимую с целями сбора таких данных, будут наказывать предупреждением или штрафом от 1 до 3 тыс. руб. для граждан, от 5 до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц.

        Обработка персональных данных без согласия гражданина приведёт к наложению штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб. для граждан, от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 15 до 75 тыс. руб для юридических лиц. При невыполнении государственным или муниципальным оператором требований по обезличиванию данных должностные лица получат штраф от 3 до 6 тыс. руб.

        Отказ оператора предоставить человеку информацию об обработке его персональных данных повлечёт предупреждение или штраф от 1 до 2 тыс. руб для граждан, от 4 до 6 тыс. руб. для должностных лиц, от 10 до 15 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 20 до 40 тыс. руб. для юридических лиц.

        В правительстве считают, что подобные поправки позволят эффективно защищать права и интересы граждан и позволят обеспечить неотвратимость наказания.

        В июле 2006 года был принят федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных». Закон вступил в силу в январе 2007 года.

        В декабре 2009 г., Госдума успела в трех чтениях принять перенос срока приведения ранее созданных ИСПДн в соответствие с требованиями ФЗ «О персональных данных» с 1 января 2010 г. на 1 января 2011 г.

        Законопроект об очередной отсрочке был принят Госдумой в первом чтении 7 декабря 2010 г. Изначально в законопроекте предлагалось перенести сроки вступления в силу закона «О персональных данных» еще на год – до 1 января 2012 г.

        Федеральным законом предусматривается, что информационные системы персональных данных (ИСПДн), созданные до 1 января 2011 г., должны быть приведены в соответствие с требованиями ФЗ «О персональных данных» не позднее 1 июля 2011 г. Таким образом, вступление в силу требований закона «О персональных данных» было отсрочено еще на полгода.

        Федеральный закон «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона `О персональных данных`» был принят Госудумой 10 декабря и одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 г.

        В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона `О персональных данных`».

        Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 515-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности» Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ «О внесении изменений в главу 5 Федерального закона «О персональных данных» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры РФ по вопросам обработки персональных данных Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» Изменения в статью 25 Федерального закона «О персональных данных» ФЗ N 313-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» Федеральный закон об изменениях в законе «О персональных данных» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» Федеральный закон о внесении изменений в статьи закона о персональных данных Изменения в ФЗ «О персональных данных» по вопросам реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии»

        Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
        Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

        Глава 1. Общие положения

        Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

        1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

        2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

        1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

        2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

        3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

        4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

        Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

        Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

        Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

        Согласие на распространение ПД надо получать отдельно от общего согласия на обработку ПД.

        При получении согласия офлайн в письменной форме человеку надо предложить заполнить два бланка: первый ─ общее согласие на обработку ПД, второй ─ согласие на распространение.

        В интернете для получения согласия обычно используют чекбокс со ссылкой на текст соответствующего документа. С 1 марта надо будет размещать два чекбокса: один ─ на общее согласие, второй ─ на распространение.

        Кроме этого, в законе сказано, что человек еще должен выбрать, какие именно данные о себе он разрешает распространять. Пока непонятно, как технически настроить такой выбор на сайте. Возможно, придется рядом с каждым видом ПД предусматривать отдельные чекбоксы.

        Такой формат может, конечно, повлиять на конверсию. И если вам не хочется заморачиваться с настройками под закон о ПД, подумайте, возможно, стоит отказаться от распространения данных.

        Согласие может быть отозвано в любой момент без указания причин.

        Это неудобно для отдельных проектов. Например, психолог предлагает бесплатные консультации при условии размещения записи беседы на своем сайте или соцсетях. Перед консультацией получены согласия на обработку и распространение ПД. А после размещения ролика клиент передумывает. Психолог вынужден удалить видео.

        Даже если вы получили согласие, нет гарантии, что человек не отзовет его. И сделать с этим ничего не получится ─ удалять данные придется.

        Иногда посетители сайта или соцсетей сами оставляют информацию о себе ─ пишут в комментариях имена, почты и даже телефоны. В таких случаях владельцу сайта надо доказать, что все, кто разместил личные данные на сайте, дали согласие на распространение.

        Если у вас нет согласия, лучше удалите или отредактируйте подобные комментарии.

        Это относится к случаям после 1 марта 2021 года ─ даты вступления в силу поправок в закон № 152-ФЗ, так как обратной силы закон не имеет.

        С 1 марта 2021 года перед размещением данных о людях в публичном пространстве, нужно получить у них отдельное согласие. На интернет-ресурсах, кроме «Согласия на обработку ПД», придется размещать еще и «Согласие на распространение ПД». Также надо решить, каким образом люди будут давать разрешение, например, с помощью отдельного чекбокса.

        Новая редакция ст.13.11 КоАП со штрафами за нарушение закона о ПД уже действует, поэтому будьте аккуратнее.

        В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона «О защите персональных данных» контроль и надзор за выполнением требований федерального законодательства о защите ПДн осуществляются федераль­ным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обес­печения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без пра­ва ознакомления с ПДн, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

        Федеральными органами, регулирующими деятельность в сфере об­работки персональных данных (регуляторы), являются:

        ■ Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций) — осуществляет контроль и надзор за соответствием обработки ПДн требованиям законодательства.

        ■ ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экс­портному контролю) — устанавливает методы и способы защи­ты информации в информационных системах с использованием технических средств.

        ■ ФСБ России (Федеральная служба безопасности РФ) — устанавли­вает методы и способы защиты информации в информационных системах в пределах своих полномочий (регулирует сферу ис­пользования криптографических средств защиты информации).


        Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.