Налоговый кодекс на 2021 год в РФ с изменениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс на 2021 год в РФ с изменениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

5. Абзацы первый и второй — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации); (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

7) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

8) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия: (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями; (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

Абзацы седьмой — восьмой — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах; (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

1. В Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

2. Страховые взносы отменяются настоящим Кодексом.

В части имущественных налогов плательщикам — компаниям необходимо учитывать:

  • обновление формы декларации по налогу на имущество;
  • отмену декларирования транспортного и земельного налогов (за 2020 год уже не отчитываемся);
  • новую обязанность сообщать налоговикам об объектах налогообложения ТН и ЗН, если они не прислали налоговое уведомление;
  • изменение порядка уплаты транспортного и земельного налогов и авансов по ним.

Важно! С 2021 года организации платят ТН и ЗН за год не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сроки авансирования больше не устанавливаются региональными властями (п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Например, авансовый платеж за 1 квартал 2021 года нужно заплатить не позднее 30.04.2021.

Будут поправки в НК РФ в части уплаты ТН по погибшим и уничтоженным ТС.

Традиционно повышен МРОТ. Его утвержденный размер — 12 392 руб. Но есть вероятность, что порядок расчета минималки и, соответственно, ее размер еще изменятся.

У налоговой будет меньше оснований не принять декларацию, и записаны они будут непосредственно в НК РФ, а не в регламенте, как сейчас.

О блокировке счета за несдачу отчетности налоговики будут предупреждать налогоплательщиков.

По операциям с некоторыми товарами придется сдавать в ИФНС новый отчет.

Поменяются некоторые реквизиты налоговых платежек. КБК с 2021 года будут определяться новым приказом Минфина (будут в т. ч. новые КБК по НДФЛ). А вот ставки платы за НВОС правительство решило не менять.

Реестр МСП будут обновлять не раз в год, а ежемесячно. С 01.01.2021 обновятся реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

И приятная новость: 31 декабря 2021 года будет выходным.

Налоги – 2021: что изменилось и чего можно ожидать

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3435; 2011, N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; 2012, N 26, ст. 3447; 2013, N 40, ст. 5037, 5038; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 48, ст. 6660; 2016, N 7, ст. 920; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; 2017, N 1, ст. 16; N 30, ст. 4453; N 49, ст. 7307; 2018, N 30, ст. 4534; N 32, ст. 5095; N 45, ст. 6828; N 49, ст. 7496, 7497; 2019, N 23, ст. 2908; N 39, ст. 5375; 2021, N 8, ст. 1196) следующие изменения:

1) подпункт 3 пункта 2 статьи 18 признать утратившим силу;

2) в пункте 4 статьи 55 цифры «, 263» исключить;

3) подпункт 3 пункта 2 статьи 10514 изложить в следующей редакции:

«3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;».

В части 6 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2023; 2016, N 23, ст. 3297; N 49, ст. 6844; 2017, N 49, ст. 7307; 2020, N 48, ст. 7627) цифры «2021» заменить цифрами «2022».

Внести в статью 15 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7494; 2019, N 50, ст. 7201) следующие изменения:

1) в части 3 слова «систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,» исключить;

2) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога). В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.»;

3) абзац первый части 6 изложить в следующей редакции:

«6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) с даты:».

В части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2020 года N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4514) цифры «2021» заменить цифрами «2022».

Статья 7

Внести в статью 1 Федерального закона от 15 октября 2020 года N 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6508) следующие изменения:

1) абзац четвертый подпункта «в» пункта 10 после слов «превышает 110 миллиардов рублей,» дополнить словами «организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 или подпункте 1 пункта 3 статьи 1799 настоящего Кодекса, и при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн СУГ в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 110 миллиардов рублей, или при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке этана и СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 600 тысяч тонн этана и СУГ в совокупности в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 175 миллиардов рублей,»;

2) абзац шестой подпункта «з» пункта 13 после слов «в результате дегидрирования СУГ,» дополнить словами «и (или) окисления СУГ при температуре не менее 400 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения)».

Статью 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 15, ст. 2455) изложить в следующей редакции:

Изменения в налоговом законодательстве – 2021

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 1, подпункт «г» пункта 3, абзацы первый, третий — пятый подпункта «а», подпункты «б» и «в» пункта 5, пункты 27, 28, 31, 41, 44, подпункты «б» — «г» пункта 45, пункты 46, 47, 49, подпункт «в» пункта 50, пункты 62 — 65, 67 — 69, 71, 77, 86, 87, 89 статьи 2, статьи 5, 7 и 9 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Подпункты «а» — «в» пункта 3, пункт 4, абзац второй подпункта «а» пункта 5, пункты 6 — 16, 18, подпункт «а» пункта 19, подпункт «а» пункта 20, пункты 21, 56, 58, 60, 72, подпункт «б» пункта 76, пункты 78 — 82, подпункт «а» пункта 83, подпункт «б» пункта 85, подпункт «а» пункта 88 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового (расчетного) периода по соответствующему налогу (страховым взносам).

4. Пункты 2 и 17, подпункт «в» пункта 19, подпункт «б» пункта 20, пункты 23, 26, 29, 30, 33 — 36, 38 — 40, 42, 43, 48, подпункты «а» и «б» пункта 50, пункты 54, 55, 70, подпункт «б» пункта 88 статьи 2, статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

5. Подпункт «б» пункта 83 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.

6. Положения пункта 7 статьи 220, пункта 3 статьи 228 и пункта 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к доходам, полученным налогоплательщиками в налоговых периодах начиная с 1 января 2021 года.

7. Положения абзацев десятого — двенадцатого пункта 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации применяются по 31 декабря 2022 года.

8. Действие положений пункта 4 статьи 212, подпунктов 17 и 56 пункта 1 статьи 251, подпункта 5 пункта 2 статьи 2861, подпунктов 40 и 41 пункта 1 статьи 34616 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

9. Действие положений подпункта 3 пункта 2 статьи 3435 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.

10. Положения подпункта 4 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении договоров купли-продажи, заключаемых налогоплательщиком с 1 января 2022 года с лицом, являющимся собственником винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих этому лицу на праве собственности или ином законном основании.

11. Действие положений абзаца девятнадцатого пункта 27 статьи 200 и пункта 11 статьи 3425 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года.

12. Действие положений абзаца четвертого пункта 2 статьи 2171 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2019 года.

13. Положения пункта 72 статьи 33340 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к государственной пошлине, уплаченной начиная с 1 января 2020 года.

14. Действие положений подпункта 13 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2020 года.

15. Действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога за налоговый период 2021 года.

16. Действие положений подпункта 21 пункта 2 статьи 146, пункта 86 статьи 217 и подпункта 61 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

17. Положения пункта 6 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2022 года.

18. Положения абзаца восьмого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении условий применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2024 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.

Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Компании и предприниматели, чей бизнес относится к IT-сфере, с 01.01.2021 будут платить в бюджет существенно меньше налогов.

Поправки в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), касающиеся сферы информационных технологий, внес Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ (в ред. от 23.11.2020) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (закон о налоговом маневре в IT-отрасли).

Для IT-компаний со среднесписочной численностью работников не менее 7 человек, у которых доход от продажи программного обеспечения в общей сумме доходов составляет не менее 90 %, ставка налога на прибыль снижается с 20 до 3 %, страховые взносы уменьшаются с 14 до 7,6 %.

Льготные ставки могут применять две категории IT-компаний:

  • работающие в сфере информационных технологий, в том числе сопровождающие собственный компьютерный софт;
  • разработчики и проектировщики изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Важный момент: IT-компании, претендующие на пониженные ставки, должны быть аккредитованы в Минцифры России, разработчики электронных продуктов должны быть включены в специальный реестр Минпромторга России.

Поправки по снижению налоговой нагрузки призваны поддержать IT-отрасль и стимулировать ее развитие. По мнению Правительства РФ, предложенные бизнесу пониженные налоговые ставки очень привлекательны и вполне сопоставимы с льготными условиями, предоставляемыми IT-разработчикам другими странами.

Стоит отметить, что закон о налоговом маневре содержит негативные моменты, так как выпадающие доходы бюджета из-за снижения налога на прибыль и страховых взносов для IT-компаний нужно компенсировать. Негативные моменты заключаются в следующем.

1. С 01.01.2021 IT-компании уже не смогут списывать в состав материальных расходов для целей налогообложения прибыли стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники. Они будут начислять амортизацию. Правило единовременного списания больше не работает в связи с отменой п. 6 ст. 259 НК РФ. Налоговая база по налогу на прибыль возрастет.

2. С 2021 года в результате налогового маневра из перечня операций, необлагаемых НДС, исключена продажа программного обеспечения: льгота по НДС, предусмотренная подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, будет применяться по-новому.

Освобождение от НДС будет распространяться только на передачу прав на компьютерные программы и базы данных, включенных в специальный реестр отечественных производителей софта Минцифры.

На зарубежные программные продукты льгота не распространяется.

Освобождение от НДС будет применяться с даты внесения программ и баз данных в российский реестр. Отказаться от освобождения нельзя.

Большинство российских правообладателей ПО с 2021 г. могут остаться без льготы, так как попасть в реестр Минцифры совсем не просто.

Поправки в НК РФ по основным налогам, которые уплачивают компании с обычной системой налогообложения, узконаправленные. Фокус — на конкретные отрасли, категории налогоплательщиков и даже на отдельные хозяйственные операции. Изменения, затрагивающие налоговую политику компаний, работающих в специфичных сферах, важны для экономики страны в целом из-за их влияния на динамику цен, состояние конкурентной среды и предпринимательский климат.

Внесены следующие изменения по НДС:

  • Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 374-ФЗ) на весь 2021 г. продлен срок действия пониженной ставки НДС в отношении внутренних воздушных перевозок. Однако не всех. Перелеты в Крым, Севастополь, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также полеты, маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области, по-прежнему будут облагаться НДС по ставке 10 %. По остальным внутренним авиаперевозкам ставка НДС вырастет до 20 %. Это простимулирует развитие региональной авиации вне Московского авиаузла;
  • расширен перечень медицинских товаров, импорт и реализация которых освобождены от НДС. В числе двадцати добавленных позиций новые виды хирургических, стоматологических и прочих инструментов, диагностического и лечебного оборудования, протезов и имплантов. Мера направлена на технологическое переоснащение медицинской отрасли;
  • согласно Федеральному закону от 15.10.2020 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»» с 01.01.2021 существенную преференцию получат банкроты: из состава объектов налогообложения по НДС исключена реализация любых их активов. Освобождение касается не только имущества, отнесенного к конкурсной массе, но и товаров, работ, услуг, которые будут реализованы банкротами в процессе текущей деятельности. Принимать к вычету НДС по счетам-фактурам от банкротов запрещено;
  • с 01.01.2021 вводится электронный документооборот для системы tax free. Федеральный закон от 20.07.2020 № 220-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, оформленных физическим лицам — гражданам иностранных государств при реализации им товаров» разрешает оформлять чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим в России товары в розницу, в электронном виде.

Организация розничной торговли получит вычет по НДС по товарам, проданным физическим лицам и вывезенным за границу, если покупатели получат компенсацию суммы налога tax free. Это проследит система электронного документооборота.

Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году

В 2021 году по налогу на прибыль произошли следующие изменения.

  1. Получили льготы по налогу на прибыль резиденты Арктики. Вводится новая экономическая зона с особыми преференциями — Арктическая. Согласно поправкам в ст. 284 НК РФ ее резиденты вправе применять нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет (за некоторым ограничением). Льгота не распространяется на добычу полезных ископаемых, производство сжиженного природного газа, переработку углеводородного сырья в продукты нефтехимии.

2. Производители периодики получили право на списание нереализованной книжной и печатной продукции до 30 % от стоимости тиража. Такую возможность ввел Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Это позволит не переплачивать налог на прибыль, признавая убыток. Ранее норматив списания в расходы нереализованной или бракованной продукции составлял 10 %.

3. Расширен перечень расходов, по которым компания вправе заявить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. В соответствии с Федеральным законом № 374-ФЗ с 01.01.2021 можно получить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль по расходам на НИОКР.

До 90 % расходов на НИОКР можно отнести на уменьшение налога на прибыль в региональный бюджет, 10 % — в федеральный бюджет. Вычет вводится законом субъекта РФ. В случае отсутствия данной налоговой преференции в региональном законодательстве вычет не работает.

Право на вычет возникает в периоде, когда работы НИОКР завершены или поэтапно приняты по акту сдачи-приемки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

4. Проценты по «коронавирусным» кредитам разрешено включать в расходы по мере оплаты. Особый порядок признания процентов в расходах временный — действует до 31.12.2021. Он предусмотрен Федеральным законом от 13.07.2020 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и относится только к льготным кредитам, полученным в 2020 г. на поддержку пострадавшего бизнеса (организаций и ИП) согласно Постановлениям Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 и от 02.04.2020 № 422.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

По обычным кредитам момент фактической уплаты процентов для признания расходов значения не имеет: плательщики налога на прибыль, применяющие при учете доходов и расходов метод начисления, учитывают проценты по кредитам ежемесячно «по начислению», исходя из определенной договором ставки.

Данная поправка позволит признать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль сумму процентов, уплаченных по коронавирусным долговым обязательствам, по мере их оплаты.

5. С 2021 года в НК РФ будет прописан порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль. По сути, ничего не меняется, лишь законодательно закрепляются действующие правила о распределении прибыли компаниями с «обособками» согласно письму Минфина России от 14.05.2020 № 03-03-07/39124.

Действуют следующие изменения по страховым взносам:

  • с 01.01.2021 увеличились предельные базы по страховым взносам. Лимит взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 г. составит 966 000 руб. (2020 г. — 912 000 руб.), по пенсионным взносам — 1 465 000 руб. (2020 г. — 1 292 000 руб.). Новые лимиты утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935;
  • в 2021 году продолжает работать правило двукратного пониженного тарифа на уплату страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса. Правило призвано простимулировать работодателей отказаться от серых зарплат и не снижать зарплату сотрудникам ниже уровня МРОТ. Для этого на сумму превышения МРОТ установлена пониженная ставка страховых взносов — 15 %. По выплатам ниже МРОТ ставка прежняя — 30 %;

К СВЕДЕНИЮ

Для применения пониженных тарифов введено обязательное условие: работодатель (компания или ИП) должен быть внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРСМСП).

  • ставки взносов на травматизм останутся на прежнем уровне. Не будет повышения фиксированных взносов для индивидуальных предпринимателей;
  • согласно ст. 431 НК РФ с 01.01.2021 прекращает действие зачетный механизм при уплате страховых взносов в ФСС РФ. Будет действовать новый порядок прямых выплат: работодатели (компании и ИП) будут платить страховые взносы в ФСС в полном объеме, не уменьшая сумму взносов на расходы по выплате пособий работникам. Работники будут получать пособия не от работодателя, а напрямую из территориальных органов ФСС РФ.

Это относится к оплате больничных, пособиям по беременности и родам, выплатам при рождении ребенка и другим социальным выплатам, находящимся в ведении Фонда социального страхования.

Справочно: выплата больничных пособий при болезни сотрудника по системе прямых выплат складывается из двух этапов: первые три дня нетрудоспособности оплачивает работодатель, последующие дни, начиная с четвертого, оплачивает ФСС. Детские пособия, декретные больничные, больничные по травме на производстве и в случае профзаболевания полностью выплачивает фонд.

Важный момент: с 01.07.2021 все социальные пособия будут зачисляться только на карту «Мир». Такие указания Центробанка направлены российским банкам, производящим указанные выплаты.

Т. Н. Зозуля, налоговый консультант-практик

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2021.

При определении налоговой базы учитываются все доходы физлица, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой по правилам ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).

Федеральным законом № 372-ФЗ признан утратившим силу абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ. Он содержал уточнение, согласно которому налоговая база по доходам от долевого участия должна определяться отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Вместе с тем ст. 210 НК РФ дополнен новыми п. 2.1 – 2.3, в которых определен порядок формирования совокупных налоговых баз.

Исходя из п. 2.1 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 13 % (предусмотрена п. 1 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физлиц – налоговых резидентов РФ отдельно:

  • налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов);

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

  • налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании);

  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ (основная налоговая база).

Согласно п. 2.2 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 30 % (предусмотрена абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, отдельно:

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

  • налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения;

  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30 %, предусмотренная абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ.

В силу п. 2.3 ст. 210 НК РФ налоговые базы, указанные в п. 2.1 и 2.2 (за исключением основной налоговой базы), определяются как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, с учетом особенностей, установленных ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 214.7, 214.9 НК РФ.

Эти особенности таковы:

Налоговая база

Особенности формирования

Федеральным законом № 372-ФЗ в новой редакции был изложен п. 3 ст. 210 НК РФ, который теперь регулирует порядок формирования основной налоговой базы.

Обратите внимание: основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, названных в п. 2.3 и 6 ст. 210 НК РФ), с учетом ряда особенностей.

В отношении налоговых баз, не относящихся к основной налоговой базе, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 – 221 НК РФ, не применяются.

К сведению: если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы за тот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Причем на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

У налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, при отсутствии в налоговом периоде доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, учитываемых при определении основной налоговой базы, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном гл. 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

  • 13 % – если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

  • 650 тыс. руб. и 15 % суммы налоговых баз, обозначенных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, превышающей 5 млн руб., – если сумма налоговых баз, поименованных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет более 5 млн руб.

Налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, применяется в отношении совокупности всех доходов физического лица – налогового резидента РФ, подлежащих налогообложению (за исключением доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ).

К сведению: новый п. 1.1 ст. 224 НК РФ гласит, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 % для физических лиц – налоговых резидентов РФ в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) или долей в нем, доходов в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению. Иными словами, ставка налога не зависит от величины полученных средств.

В отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, указанных в абз. 3 – 7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (п. 3.1 ст. 210 НК РФ введен Федеральным законом № 372-ФЗ):

  • 13 % – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

  • 650 тыс. руб. и 15 % суммы соответствующих доходов, превышающей 5 млн руб., – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет более 5 млн руб.

Напомним, что для налоговых резидентов РФ продолжают действовать налоговые ставки:

  • 35 % – для любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах, играх и мероприятиях (п. 2 ст. 224 НК РФ);

  • 9 % – для процентов по облигациям с ипотечным покрытием (п. 5 ст. 224 НК РФ);

  • 30 % – для доходов по ценным бумагам российских организаций (п. 6 ст. 224 НК РФ).

Приказом от 12.10.2020 № 236н Минфин утвердил КБК для прогрессивной шкалы НДФЛ, скорректировав перечень КБК по налогам на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Так, для НДФЛ введены следующие коды:

  • 000 1 01 02080 01 0000 110 – в отношении налога, который больше 650 тыс. руб. и относится к части базы сверх 5 млн руб.;

  • 000 1 01 02090 01 0000 110 – в отношении налога с сумм прибыли КИК, которую получили физлица, перешедшие на особый порядок уплаты НДФЛ на основании подачи уведомления в налоговый орган;

  • 000 1 01 02070 01 0000 110 – в отношении налога с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017. КБК применяется также для налога с процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств – участников Союзного государства.

По правилам п. 1 ст. 225 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) сумма налога при применении налоговой ставки, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, исчисляется в следующем порядке:

  • если сумма налоговых баз, обозначенных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб., – как соответствующая налоговой ставке, установленной абз. 2 п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля указанной суммы налоговых баз;

  • если сумма налоговых баз, поименованных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет более 5 млн руб. – как сумма 650 тыс. руб. и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абз. 3 п. 1 ст. 224 НК РФ, процентной доле уменьшенной на 5 млн руб. суммы налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ.

Новыми п. 1.1 – 1.4 ст. 225 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления налога:

Сумма налога

Порядок исчисления

При применении налоговой ставки в размере 30 %, установленной абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля суммы налоговых баз, указанных в п. 2.2 ст. 210 НК РФ

При применении налоговых ставок в размере 35, 9, 30 %, установленных соответственно п. 2, 5, 6 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, названной в п. 4 ст. 210 НК РФ

При применении налоговой ставки в размере 13 %, установленной п. 1.1 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, обозначенной в п. 6 ст. 210 НК РФ

При применении налоговой ставки 13 % (15 % с суммы, превышающей 5 млн руб.), установленной п. 3.1 ст. 224 НК РФ

Исчисляется в следующем порядке:

  • если сумма доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб., – как соответствующая налоговой ставке, установленной абз. 2 п. 3.1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы;

  • если сумма доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, составляет более 5 млн руб., – как сумма 650 тыс. руб. и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абз. 3 п. 3.1 ст. 224 НК РФ, процентной доле уменьшенной на 5 млн руб. суммы налоговой базы.

С учетом вводимых Федеральным законом № 372-ФЗ изменений общая сумма налога:

  • в отношении физического лица – налогового резидента РФ представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1, 1.2, 1.3 ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 225 НК РФ);

  • в отношении физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1.1, 1.2, 1.4 ст. 225 НК РФ (п. 2.1 ст. 225 НК РФ).

С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ в абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ, российские организации, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога в части доходов, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке:

Ситуация

Порядок уплаты

На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тыс. руб. или равна этой сумме

Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения

На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тыс. руб.

Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:

  • отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тыс. руб., относящаяся к части налоговой базы до 5 млн руб. включительно;

  • отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тыс. руб., относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 млн руб.

Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.

К сведению: ряд поправок в отношении порядка уплаты НДФЛ в отдельных случаях внесен в ст. 226.1, 227, 228 НК РФ.

Частью 3 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ предусмотрено, что в 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.

К сведению: если налоговый агент ошибется с расчетом налога по прогрессивной ставке (650 тыс. руб. плюс 15 % с превышения 5 млн руб. доходов), то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ). Но налоговый агент должен будет самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

* * *

В заключение перечислим основные поправки в отношении порядка исчисления и уплаты НДФЛ:

  • предусмотрена прогрессивная шкала для налоговой ставки: 13 % – если сумма доходов за налоговый период составляет менее или равна 5 млн руб. и 15 % – с суммы, превышающей 5 млн руб. При этом в отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными. Например, доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг), а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по ставке 13 % независимо от величины полученных средств;

  • устанавливается алгоритм уплаты налога в ситуации, когда на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 тыс. руб.;

  • вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Установленное пороговое значение – 5 млн руб. и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее будут включать доходы, в том числе от долевого участия, в частности в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации, в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей, по операциям с ценными бумагами;

  • по общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе (возможны исключения, например доходы по операциям с ценными бумагами можно уменьшить на положительный финансовый от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков);

  • если стандартные, социальные вычеты и имущественные вычеты на покупку жилья и проценты по ипотеке не могут учесть при расчете основной базы, то на неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год;

  • налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. При этом будет иметь значение, превышает или нет сумма налога, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, порог в 650 тыс. руб. Если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить налог в части, которая меньше или равна 650 тыс. руб., и налог, сумма которого больше 650 тыс. руб. и который относится к части базы свыше 5 млн руб.

С 1 января 2021 года вступят в силу изменения, касающиеся НДС. Большую часть компаний и предпринимателей правки обойдут стороной, так как касаются они только специфичных операций.

Перестает действовать ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2020 № 118-ФЗ. Теперь при передаче племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа, НДС начисляйте по ставке 20 %. Ранее действовала ставка 10 %.

Планировалось, что для внутренних воздушных перевозок ставка НДС изменится с 10 % до 20 %. Однако действие 10%-й ставки продлили до 1 января 2022 года (ст. 4 Закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Льготная ставка 0 % сохраняется для авиаперевозок:

  • пункт назначения или вылета которых находится в Крыму или Севастополе;
  • пункт назначения или вылета которых находится в Калининградской области или Дальневосточном федеральном округе;
  • маршрут которых, не связан с Москвой и Московской областью.

Изменение Налогового кодекса РФ с 20 мая 2021 года

Покупатели-иностранцы могут компенсировать НДС при покупке товаров в розничной торговле. Для этого им раньше выставляли бумажный чек, теперь можно выставить чек в электронном виде.

Электронный чек направляют в таможенную службу, сотрудники которой подтверждают факт вывоза товара за пределы РФ и направляют продавцу сведения для выплаты компенсации.

В первую очередь от НДС освобождают компании-банкротов. Под НДС не подпадают:

  • конкурсная масса;
  • товары и услуги, которые были проданы в рамках текущей деятельности.

Теперь компании и ИП, которые являются плательщиками НДС, не смогут принять к вычету «входящий» от банкротов налог.

Дополнен перечень медицинского оборудования, которое не облагается НДС. Налог не нужно платить при реализации легкового транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов (Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1480). Для применения освобождения нужно, чтобы в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства была отметка о том, что оборудование предназначено только для перевозки инвалидов.

С 1 января 2021 года предполагалось, что реализация племенной продукции будет облагаться НДС по ставке 20 %. Однако освобождение продлили на весь 2021 год.

В 2021 году изменения по НДФЛ затронут несколько сфер, в том числе социальные налоговые вычеты, налогообложение банковских вкладов, обновление формы 6-НДФЛ, отмена 2-НДФЛ и так далее.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 обновило и уточнило перечень услуг, плату за которые можно принять к вычету по НДФЛ. В разряд медицинских услуг добавили медицинскую эвакуацию и паллиативную помощь. К дорогостоящему лечению добавили услуги по ортопедическому лечению дефектов зубов и услуги в рамках паллиативной помощи. Также в рамках дорогостоящего лечения был расширен перечень услуг по репродуктивным технологиям.

Дорогостоящие виды лечения из Постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 объединили в медицинские услуги, оказываемые в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.

С 1 января 2021 года налоговая начнет удерживать НДФЛ с процентов по вкладам, превышающим необлагаемый процентный доход, который считают по формуле:

Необлагаемый процентный доход = 1 000 000 руб. * Ключевая ставка ЦБ РФ

Налог к уплате ФНС рассчитает автоматически на основании данных из банка и вышлет плательщику соответствующее уведомление об уплате. Впервые заплатить налог нужно будет до 1 декабря 2022 года.

Обзор изменений налогового законодательства в 2021 году

Приказом ФНС РФ от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615 обновлена форма 3-НДФЛ. В форме учтены новые особенности исчисления НДФЛ и возврата налога.

С 1 января 2021 года НДФЛ с доходов свыше 5 млн рублей удерживайте по ставке 15 %. Прогрессивный подоходный налог уплачивайте на специальный КБК 182 1 01 02080 01 0000 110, утвержденный Приказом Минфина РФ от 12.10.2020 № 236н.

С 1 января 2021 года введена прогрессивная ставка 15% по НДФЛ, которая применяется в случае, если облагаемые доходы превысили 5 млн рублей (Федеральный закон от 23.11.2020 №372-ФЗ).

Для уплаты НДФЛ по ставке 15% предусмотрен отдельный КБК — 000 1 01 02080 01 0000 110.

С 1 января 2021 года изменен перечень медицинских услуг, по расходам на которые можно получить соцвычет по НДФЛ (п. 3 Постановления Правительства от 08.04.2020 N 458). В перечень введены новые медицинские услуги: по медицинской эвакуации; паллиативной помощи.

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания (ст. 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Дорогостоящие виды лечения, которые были поименованы в Постановлении Правительства от 19.03.2001 №201 объединены в один пункт – медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной медицинской помощи. Введены новые дорогостоящие услуги: по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов; оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи. Дополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг по услугам репродуктивной технологии.

Перенос убытков без ограничения продлен до 31 декабря 2024 года (п. 40 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

Если в организации есть обособленные подразделения, и она применяет не общие ставки (3% в федеральный бюджет и 17% в региональный) и для этого ведет раздельный учет доходов и расходов, то с 1 января 2021 года для расчета региональной части налога на прибыль каждую налоговую базу должна распределять между обособленными подразделениями, т.е. считать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по базам, сформированным для каждой специальной ставки. (Федеральный закон от 13.07.2020 N 195-ФЗ).

  • Наземная пересадка строящихся переходов метро при проходе по банковским картам снова стала бесплатной с 7.09.2021 После запуска новой акции по МИР пей с 1 сентября по 31 декабря 2021 в Московском метро наземная пересадка на строящихся переходах метро снова стала
  • Топовые универсальные кэшбек карты в России (сентябрь 2021). Представляю конспект топовых cashback карт в России на сентябрь 2021 года. В данном обзоре представлены универсальные карты! Актуальность информации
  • ПравЛикБез для дачников или как победить коррупцию при защите своих прав. X Индикатор лакмус — красный X Кислоту укажет ясно. X Индикатор лакмус — синий, X Щёлочь здесь — не будь разиней.
  • СТРАХОВАНИЕ РЕБЕНКА ДЛЯ ”ГАЛОЧКИ”. ВЫ ТОЖЕ ТАК ДЕЛАЕТЕ? Перед новым учебным годом родители часто заходят в наше агентство. Самое удивительное что они ищут не страховую защиту, а минимальные
  • Таблица вкладов с максимальными процентами в рублях. Сентябрь 2021 Таблица приведена по состоянию на 10.09.2021 Обсуждение — на форуме в топике «Обсуждение вкладов с максимальными процентами в рублях» Архив таблиц по

В соответствии с правилами налогового учёта компании имеют возможность создавать резервы предстоящих расходов на выплату премий персоналу, которые выплачиваются за выслугу лет, а также по итогам работы за год. Данная норма содержится в ст. 324.1 НК РФ.

В упомянутой статье речь в большей мере идёт о резерве по предстоящим отпускам. Однако, применять одинаковые правила к двум видам резервов на практике оказалось непросто, поскольку перечисление отпускных производится в пределах года, а выплата вышеперечисленных премий, как правило, уже в следующему году.

Начиная со следующего года в ст.324.1 НК РФ будет введён пункт 7, в котором будет приведены чёткие правила формирования премиального резерва. Вводимые поправки регламентируют порядок проведения инвентаризации, которую необходимо производить перед представлением декларации по налогу на прибыль.

После проведённой инвентаризации следует сопоставить два показателя:

  • сумма уже выплаченных премий, из которой следует исключить выплаты, произведённые за счёт резерва предыдущего периода
  • величина резерва на конец отчётного периода

Если сумма премий превысит резерв, то разницу необходимо отразить в расходах, если же наоборот, то в доходах отчётного периода.

Стоит отметит, что создание резервов не является обязательным условием осуществления деятельности. Решение о формировании и использовании резервов должно быть закреплено в учётной политике.

Полный обзор изменений в Налоговом кодексе в 2021 году

Комментируемым законом № 374-ФЗ с 2021 года будет введено определение остаточной стоимости НМА, которая будет определяться как разница между первоначальной стоимостью и суммой исчисленной амортизации.

По новым правилам в случае продажи нематериального актива, компания вправе уменьшить свои доходы на сумму остаточной стоимости, отраженной в учёте.

Если после продажи НМА выяснится, что в отношении него был применён инвестиционный вычет, при этом срок полезного использования ещё не истёк, то для начала следует восстановить часть налога на прибыль, и только после этого уменьшать сумму полученных доходов на величину первоначальной стоимости.

В соответствии п.1 ст.386 НК РФ при заполнении декларации по налогу на имущество за 2020 год компаниям необходимо будет отразить информацию о среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Сведения о стоимости движимого имущества носят исключительно информативный характер, поскольку данные объекты не учитываются при определении налогооблагаемой базы.

Срок, в течение которого налоговая инспекция должна рассмотреть уведомление о сдаче единой отчётности по налогу на имущество, не может превышать 30 рабочих дней. После истечения срока налоговая инспекция должна вынести своё решение и уведомить об этом налогоплательщика.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.