Система управления охраной труда 2021 ГОСТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система управления охраной труда 2021 ГОСТ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект положения о системе управления СУОТ 984.4 КБ

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.

Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:

  • Положения о системе управления охраной труда
  • Политики и целей в области охраны труда
  • Предварительного анализа состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики

В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • статистику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
  • предписания органов государственного надзора (контроля).

Оценку эффективности СОУТ в конкретной организации можно провести внешним или внутренним аудитом. Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудит СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматривают на совещаниях, круглых столах с представительным органом работников.

По требованиям ТК РФ и приказа Федеральной службы по труду и занятости от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» и приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438Н, основными элементами системы управления охраны труда являются:

  • разработанная система безопасности по направлению охраны труда;
  • созданные методики, помогающие в достижении поставленных перед работниками задач;
  • основные цели при обеспечении охраны труда сотрудникам, выполняющим высотные работы;
  • методы отслеживания того, насколько соблюдаются утвержденные правила, и т. п.

Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.

Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:

  • развитие политики в направлении объединения холдингов;
  • подробные инструкции сотрудникам по тому, как безопасно выполнять свою работу;
  • рекомендации по четкому разделению трудовых обязанностей;
  • план по проведению мероприятий, направленных на повышение СУОТ;
  • документация, позволяющая проводить расследование (если установлен факт несчастного случая);
  • документы, в которых отражены предоставленные работникам гарантии и компенсационные меры в случае несчастного случая, и т. п.

Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.

Важные изменения за март: положение о СУОТ, аптечки и порядок обучения

Говоря про разработку различной документации, имеющей отношение к СУОТ, крайне важно учитывать специфику работы каждой конкретной компании. Разработать СУОТ можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, что особенно актуально при проведении высотных работ, поскольку необходимо учитывать большое количество разнообразных факторов для обеспечения защиты как сотрудников, так и организации.

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению, в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

1. Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.

2. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда*(1) с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

3. СУОТ должна быть совместимой с другими системами управления, действующими у работодателя.

Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда*(1). Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения предусмотренных пунктом 19 настоящего Типового положения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей в соответствии с пунктами 22 и 25 настоящего Типового положения.

4. СУОТ представляет собой единство:

а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;

б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;

в) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.

5. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя.

6. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

7. Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

8. В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

а) политика работодателя в области охраны труда;

б) цели работодателя в области охраны труда;

в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее — процедуры), включая:

процедуру подготовки работников по охране труда;

процедуру организации и проведения оценки условий труда;

процедуру управления профессиональными рисками;

процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

д) планирование мероприятий по реализации процедур;

е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и) управление документами СУОТ.

9. Политика работодателя в области охраны труда (далее — Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

10. Политика по охране труда обеспечивает:

а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.

11. В Политике по охране труда отражаются:

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.

12. При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда.

13. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

14. Основные цели работодателя в области охраны труда (далее — цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом V настоящего Типового положения.

15. Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя.

16. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.

Система управления охраной труда

17. Распределение обязанностей*(2) в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления.

18. Организация работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей возлагается непосредственно на самого работодателя в случае, если работодатель является индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.

19. В качестве уровней управления могут рассматриваться:

а) уровень производственной бригады;

б) уровень производственного участка;

в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);

г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);

д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);

е) уровень работодателя в целом.

20. С учетом специфики деятельности работодателя, структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.

21. Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.

22. На уровнях управления, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:

а) непосредственно работников;

б) руководителей трудовых коллективов (бригадира, мастера);

в) руководителей производственных участков, их заместителей;

г) руководителей производственных цехов (структурных подразделений), их заместителей;

д) специалистов по охране труда структурных подразделений (должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда).

23. На уровне управления, указанном в подпункте «в» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:

а) руководителей производственных участков, их заместителей;

б) руководителей производственных цехов (структурных подразделений), их заместителей;

в) специалистов по охране труда структурных подразделений (должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда).

24. На уровне управления, указанном в подпункте «г» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:

а) руководителей служб и структурных подразделений филиала, их заместителей;

б) руководителей производственных участков структурных подразделений филиала, их заместителей.

25. На уровнях управления, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:

а) непосредственно самого работодателя, его представителей или назначенного им единоличного исполнительного органа;

б) заместителей руководителя организации по направлениям производственной деятельности;

в) заместителя руководителя, ответственного за организацию работ по охране труда.

26. На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору, или работодателя — индивидуального предпринимателя (лично), руководителя организации, другого уполномоченного работодателем работника, осуществляющих функции службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда (далее — служба (специалист) охраны труда).

В случае привлечения по гражданско-правовому договору организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда работодатель должен информировать такие организацию или специалиста о тех факторах, которые влияют (или могут влиять) на безопасность и здоровье работников.

27. Управление охраной труда должно осуществляться при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда работодателя (при наличии).

28. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется либо в разделе «Обеспечение функционирования СУОТ» положения о СУОТ, либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.

51. С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее — План).

52. В Плане отражаются:

а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;

б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;

е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

53. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

54. Работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

55. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

56. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.

57. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

58. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

59. При планировании улучшения функционирования СУОТ работодатель проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:

а) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;

б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;

в) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;

г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;

д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

Обозначение: ГОСТ Р 12.0.007-2009
Статус: действующий
Тип: ГОСТ Р
Название русское: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию
Название английское: Occupational safety standards system. Labor protection management systems in organizations. Guidelines requirements on development, implementation, audit and improvement
Дата актуализации текста: 06.04.2015
Дата актуализации описания: 01.01.2021
Дата регистрации: 00.00.0000
Дата издания: 07.09.2009
Дата введения в действие: 01.07.2010
Область и условия применения: Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации. Настоящий стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда, но служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций
Расположен в: Общероссийский классификатор стандартов
→ Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность
→ Безопасность профессиональной деятельности. Промышленная гигиенаКлассификатор государственных стандартов
→ Общетехнические и организационно-методические стандарты
→ Система документации
→ Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, безопасности труда, научной организации трудаТематические сборники
→ Система стандартов безопасности труда.

СУОТ: что это такое и что в нее входит

В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:

  1. Идентифицировать опасности на рабочих местах. Тут главное ответить на вопрос «С каким риском может столкнуться работник?», в следствии наступления которого может наступить несчастный случай». При выявлении опасностей необходимо учесть применяемое оборудование и материалы, условия окружающей среды, состояние производственных помещений, виды выполняемых операций, технологический процесс. Особое внимание стоит обратить требования новых правил по охране труда, например в новых ПОТ при работе в ОЗП, процедуре выявление риска посвящен целый раздел.
  2. Провести процедуру оценки уровня профессиональных рисков. В настоящий момент в Российском законодательстве не установлены единые требования к правилам оценки выявленных опасностей, поэтому работодатель может использовать методы из ГОСТов или разработать свою методику оценки рисков. Каждый выявленный риск необходимо описать, с указанием вероятности его возникновения и возможных последствий.
  3. Пример карты оценки риска:

    Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:

  • Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
  • Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
  • В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
  • Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.

  • Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.
  • Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.

Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.

Специалисты нашей компании:

  • Совершат выезд в Вашу организацию;
  • Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
  • Оценят функционирование системы управления охраны труда;
  • Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
  • Проведут консультации по применению результатов оценки;
  • Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.

Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.

Положение о системе управления охраной труда — образец

Решение вопросов охраны труда должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. А это достигается управлением охраной труда.

Управление предполагает активное воздействие на процесс совершенствования условий и охраны труда с целью обеспечения безопасности.

Конечной целью управления охраной труда является обеспечение заданного уровня безопасности в системе “человек – производственная среда”.

Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий – это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ действий, оперативное управление программами, оценка эффективного осуществления программ, стимулирование исполнителей.

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты, комитеты (комиссии) уполномоченных. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего.

Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер в повышении уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) – часть общей системы управления (менеджмента) предприятия, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью предприятия.

Управление риском – это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главным элементом такой деятельности является процесс обеспечения безопасности. Под безопасностью понимается такое положение или состояние объекта защиты, при котором ему никакая опасность не угрожает.

Система управления охраной труда включает комплекс полномочий, обязанностей, взаимосвязанных целеориентированных мер и действий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников предприятия в процессе трудовой деятельности и реализуемых в информационном правовом поле.

Основные задачи СУОТ:

  • • обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования;
  • • обеспечение безопасности технологических процессов;
  • • обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений;
  • • улучшение условий труда работников;
  • • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
  • • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
  • • обеспечение лечебно-профилактического обслуживания;
  • • профессиональный отбор;
  • • обучение и инструктаж работников по охране труда;
  • • информационное обеспечение по охране труда.

Система управления охраной труда (расшифровка СУОТ) не всегда была такой, какой мы знаем её сейчас. С самого зарождения системного подхода шло непрерывное совершенствование основ системы, что продолжается и сегодня.

1972 год, Великобритания. В «Докладе Робенса» объявляется о переходе с отраслевого регулирования охраны труда к единой нормативной базе, которая должна охватывать все отрасли работников.

1981 год, Конвенция №155 Международной организации охраны труда (МОТ). Внимание обращается на модели корпоративного развития, которые более приспособлены для быстрой адаптации к изменениям и основаны на непрерывной оценке экономических показателей.

2001 год, международный уровень. МОТ публикует «Руководство по системам управления охраной труда» (МОТ-СУОТ 2001), которое становится основой для разработки национальных стандартов.

Впечатляющие возможности системы управления охраной труда (расшифровка СУОТ) предполагают серьезную ответственность за ее разработку и внедрение. К основным преимуществам системы относятся:

  • возможность интегрировать задачи охраны труда в корпоративные системы управления, что позволяет без труда привести цели охраны труда в соответствие с экономическими задачами организации;
  • адаптируемость системы в зависимости от размера и специфики предприятия, а также от видов возможных профессиональных рисков;
  • распределение обязанностей по охране труда между руководителями всех уровней управления, ИТР и рабочими, а также определение конкретных зон ответственности в части охраны труда.

Вместе с тем, существуют определенные проблемы, связанные с системой управления охраной труда (расшифровка СУОТ), игнорирование которых может заметно ухудшить эффективность СУОТ. Напомним, что следует:

  • держать под пристальным контролем оборот локальных нормативных документов и другой письменной отчётности по охране труда;
  • уделять равное внимание как безопасности труда работников, так и состоянию их здоровья;
  • трезво оценивать трудозатраты и квалификацию работников, разрабатывающих и внедряющих СУОТ (или выбирать организацию-подрядчика).

В современных рыночных условиях развития экономики в нашей стране с каждым годом увеличивается число малых и средних предприятий, многие из которых основаны на частной собственности. Так, во Львовской области в начале 2000 года насчитывалось более 40 тыс. малых предприятий и фирм. Понятно, что изменения в экономической и хозяйственной сферах вынуждают к определенной трансформации системы управления охраной труда.

На основании разработок профессора Г.Г. Гогиташвили в современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1.3).

  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
  3. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году

4.3.1.Исключен

См. текст пункта 4.3.1

4.3.2. Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.

4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

  • требования законодательных актов, государственные нормативные требования охраны труда;
  • важные факторы охраны труда, технологические финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации;
  • ресурсные возможности;
  • политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • мнение заинтересованных сторон.

4.3.4. Программа улучшения условий и охраны труда

4.3.4.1. Руководство должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

  • подготовке программы улучшения условий и охраны труда;
  • определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;
  • совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;
  • выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения организацией современного технического уровня обеспечения охраны труда;
  • выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

4.3.4.2. Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть системы управления охраной труда.

5.1. Структура работ и распределение ответственности

5.2. Исключен

5.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала

5.4. Исключен

5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям

5.6. Передача и обмен информацией

5.7. Документация системы управления охраной труда

5.8. Управление производственно-технологическими операциями

5.1.1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации [2] возлагают на руководителя организации (работодателя).

5.1.2. В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:

  • организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом;
  • обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;
  • инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
  • выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;
  • выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда;
  • организации работ по аттестации рабочих мест по по условиям труда;
  • проверки выполнения принятых решений;
  • управления устранением несоответствий;
  • регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

Примечание. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими, заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

5.1.3. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

5.1.4. Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

Примечание. Под ресурсами подразумеваются кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.

5.1.5. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, а также для организации сотрудничества в области охраны труда между руководством организации и работниками (персоналом) в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают выполнение обязанностей по охране труда, создают комитеты (комиссии) по охране труда и выбирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда [2], [5].

5.3.1. Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая обучение по охране труда.

5.3.2. Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного выполнения рабочих заданий.

5.3.3. Организация должна устанавливать методы, подтверждающие наличие у работника соответствующих знаний, касающихся:

  • обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством [2];
  • фактических или потенциальных последствий его деятельности на уровень безопасности труда;
  • понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям охраны труда и системы управления охраной труда, включая действия работника в аварийных ситуациях;
  • возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций.

5.3.4. В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны быть учтены различные уровни ответственности обучаемого, требуемой компетентности и риска на рабочих местах.

5.3.5. Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

  • ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;
  • контролировать своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;
  • вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

5.3.6 Руководители подразделений, работ и иные должностные лиц, на которые возложены обязанности по созданию безопасных условий труда, должны проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

5.4. Исключен

См. текст пункта 5.4

5.5.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.

5.5.2. Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.

5.5.3. Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

ГОСТЫ: Система стандартов безопасности труда.

Система управления охраной труда организации должна обеспечивать:

  • передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации;
  • получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документальное оформление;
  • передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

5.7.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.

Примечания: 1. Документация может включать утвержденное руководством положение или другой нормативный документ по управлению охраной труда.

2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

5.7.2. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.

5.7.3. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем, чтобы:

  • документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;
  • копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;
  • отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;
  • архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

5.8. Управление производственно-технологическими операциями

Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

  • установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;
  • выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;
  • установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;
  • разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.
  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Среда организации

  • 4.1 Понимание организации и ее среды

  • 4.2 Понимание потребностей и ожиданий работников и других заинтересованных сторон

  • 4.3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ

  • 4.4 Система менеджмента ОЗБТ

  • 5 Лидерство и участие работников

  • 5.1 Лидерство и приверженность

  • 5.2 Политика в области ОЗБТ

  • 5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

  • 5.4 Консультации и участие работников

  • 6 Планирование

  • 6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

  • 6.2 Цели в области ОЗБТ и планирование их достижения

  • 7 Средства обеспечения

  • 7.1 Ресурсы

  • 7.2 Компетентность

  • 7.3 Осведомленность

  • 7.4 Обмен информацией

  • 7.5 Документированная информация

  • 8 Функционирование

  • 8.1 Оперативное планирование и управление

  • 8.2 Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них

  • 9 Оценка результатов деятельности

  • 9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

  • 9.2 Внутренний аудит

  • 9.3 Анализ со стороны руководства

  • 10 Улучшение

  • 10.1 Общие положения

  • 10.2 Инцидент, несоответствие и корректирующее действие

  • 10.3 Постоянное улучшение

Приложение А (справочное) Руководство по применению настоящего стандарта

Алфавитный указатель терминов

Библиография

0.1 Общие сведения

Организация несет ответственность за здоровье и безопасность своих работников и тех. на кого так или иначе влияет деятельность организации. Эта ответственность распространяется на поддержание и защиту их физического и умственного здоровья.

Применение системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) нацелено на то. чтобы дать возможность организации обеспечить безопасные в плане здоровья и условий труда рабочие места, предотвратить производственные травмы и ущерб, а также постоянно улучшать показатели в области ОЗБТ.

0.2 Цель системы менеджмента ОЗБТ

Назначение системы менеджмента ОЗБТ состоит в том, чтобы обеспечить среду для управления рисками и возможностями в области ОЗБТ Целью и ожидаемыми результатами системы менеджмента ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для здоровья сотрудников, а также обеспечение безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест; соответственно, крайне важно для организации исключить или минимизировать риски в области ОЗБТ за счет принятия результативных предупреждающих и защитных мер.

При осуществлении таких мер организацией в рамках ее системы менеджмента ОЗБТ улучшаются ее показатели в области ОЗБТ Система менеджмента ОЗБТ может быть гораздо результативнее и эффективнее, если заранее предпринимать действия по реализации возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ.

Внедрение системы менеджмента ОЗБТ. соответствующей настоящему стандарту, позволит организации управлять рисками в области ОЗБТ и улучшать показатели в области ОЗБТ. Система менеджмента ОЗБТ может помочь организации выполнять законодательные и иные требования.

0.3 Факторы успеха

Внедрение системы менеджмента ОЗБТ является стратегическим и оперативным решением для организации. Успех системы менеджмента ОЗБТ зависит от лидерства, обязательств и участия на всех уровнях и от взаимодействия всех функций организации.

Реализация и поддержание системы менеджмента ОЗБТ. ее результативность и способность достигать ожидаемых результатов зависят от определенного числа ключевых факторов, которые могут включать в себя следующее:

  • a) лидерство, приверженность, ответственность и подотчетность высшего руководства:

  • b) формирование, продвижение и поощрение высшим руководством в организации корпоративной культуры, которая обеспечивает поддержку запланированных результатов системы менеджмента ОЗБТ;

  • c) обмен информацией:

  • d) консультации и участие работников и представителей работников при их наличии:

  • e) выделение необходимых ресурсов для обеспечения системы;

  • f) политики в области ОЗБТ. которые согласованы с общими стратегическими целями и направлением развития организации;

д) результативный(ые) процесс(ы) идентификации опасностей, управления рисками в области ОЗБТ и реализации возможностей в области ОЗБТ;

  • h) постоянную оценку и мониторинг показателей системы менеджмента ОЗБТ с цепью их улучшения;

О интеграцию системы ОЗБТ в бизнес-процессы организации;

j) цели в области ОЗБТ. которые согласованы с политиками в области ОЗБТ и учитывают опасности. риски и возможности в области ОЗБТ, существующие в организации;

k) соответствие законодательным и иным требованиям.

Успешное внедрение положений настоящего стандарта может быть использовано организацией, чтобы дать работникам и другим заинтересованным сторонам уверенность в том. что результативная система менеджмента ОЗБТ внедрена. Принятие настоящего стандарта, однако, не дает само по себе гарантии предупреждения производственных травм и ухудшения здоровья работников, обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест, а также улучшения показателей в области ОЗБТ.

Уровень детализации, сложность, объем документированной информации и необходимых ресурсов для гарантии успеха системы менеджмента ОЗБТ организации будут зависеть от определенного числа факторов, таких как;

— среда организации (например, число работников, размер, географическое расположение, корпоративная культура, законодательные и иные требования);

  • • область применения системы менеджмента ОЗБТ организации;

  • • характер деятельности организации и связанных с ней рисков в области ОЗБТ.

0.4 Цикл «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (РОСА)

Основу подхода к системе менеджмента ОЗБТ. реализуемого в настоящем стандарте, составляет концепция цикла «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (PDCA).

Концепция PDCA заключается в повторяющемся процессе, применяемом организацией для до* стижения постоянного улучшения. Она может применяться к системе менеджмента в целом и к каждому отдельному элементу следующим образом:

  • a) Планируй: выявлять и оценивать риски и возможности в области ОЗБТ. а также иные риски и возможности, устанавливать цели в области ОЗБТ и процессы, необходимые для получения результа* тов в соответствии с политикой ОЗБТ;

  • b) Делай: выполнять процессы, как запланировано;

  • c) Проверяй: вести мониторинг и измерять результаты деятельности и процессов с учетом поли* тики и целей в области ОЗБТ. а также сообщать о результатах;

  • d) Действуй: предпринимать действия для постоянного улучшения показателей в области ОЗБТ. чтобы достичь ожидаемых результатов.

Структура настоящего стандарта основывается на концепции цикла PDCA. как показано на рисунке 1.

Переходим на новый государственный стандарт СТБ ISO 45001-2020 за 12 шагов

  • 4.1 Понимание организации и ее среды

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее цели и алия* ющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ое) системы менеджмента ОЗБТ.

  • 4.2 Понимание потребностей и ожиданий работников и других заинтересованных сторон

Организация должна определить:

  • a) другие заинтересованные стороны, кроме работников, имеющие отношение к системе менед-жмента ОЗБТ;

  • b) соответствующие потребности и ожидания (т. е. требования) работников и других заинтересованных сторон;

  • c) какие из этих потребностей и ожиданий стали или могли бы стать законодательными и иными требованиями.

  • 4.3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ

Организация должна определить границы и применимость системы менеджмента ОЗБТ. чтобы установить ее область применения.

При определении этой области организация должна:

  • a) учесть внешние и внутренние факторы, приведенные в 4.1;

  • b) принять во внимание требования, приведенные в 4.2;

  • c) принять во внимание планируемые или осуществляемые меры, связанные с производством.

Система менеджмента ОЗБТ должна включать в себя виды деятельности, продукцию и услуги в рамках контроля или влияния организации, которые могут влиять на показатели ОЗБТ организации.

Область применения должна быть представлена как документированная информация.

  • 4.4 Система менеджмента ОЗБТ

Организация должна установить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему менеджмента ОЗБТ. включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

    • 5.1 Лидерство и приверженность

Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента ОЗБТ посредством:

  • a) принятия общей ответственности за предупреждение производственных травм и ухудшения здоровья, а также обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест и видов деятельности;

  • b) гарантии того, что политика в области ОЗБТ и связанные с ней цели в области ОЗБТ установлены и согласуются с направлением стратегического развития организации;

  • c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента ОЗБТ в бизнес-процессы организации;

  • d) обеспечения наличия ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и улучшения системы менеджмента ОЗБТ;

  • e) информирования о важности результативного менеджмента ОЗБТ и соответствия требованиям системы менеджмента ОЗБТ:

0 обеспечения того, что система менеджмента ОЗБТ достигает ожидаемых результатов;

д) руководства и поддержки вклада персонала в результативность системы менеджмента ОЗБТ;

  • h) обеспечения и поощрения постоянного улучшения;

  • i) поощрения демонстрации лидерства на различных уровнях управления в границах установленной ответственности;

  • j) создания, демонстрации личным примером и поощрения в организации корпоративной культуры. которая обеспечивает поддержку достижения системой менеджмента ОЗБТ ожидаемых результатов:

  • k) защиты сотрудников от наказания при сообщении об инцидентах, опасностях, рисках и возможностях;

0 обеспечения организацией разработки и внедрения процесса(ов) консультаций и участия со-трудников организации (см. 5.4);

т) поддержки в учреждении и функционировании комитетов по охране здоровья и безопасности труда [см. 5.4 е) 1)].

Примечание — Термин «бизнес» в настоящем стандарте может интерпретироваться широко, обозначая ту деятельность, которая является основной с точки зрения целей организации.

  • 5.2 Политика в области ОЗБТ

Высшее руководство должно разработать, внедрить и поддерживать политику в области ОЗБТ, которая:

  • a) включает в себя обязательство обеспечить безопасные и благоприятные условия труда для предупреждения производственных травм и ущерба для здоровья, а также соответствует целям, размеру и среде организации и характеру рисков и возможностей в области ОЗБТ, свойственных организации;

  • b) обеспечивает основу для установления целей в области ОЗБТ;

  • c) включает обязательство выполнения законодательных и иных требований;

  • d) включает обязательство исключать опасности и снижать риски в области ОЗБТ (см. 8.1.2);

  • e) включает обязательство постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ;

  • f) включает обязательство консультаций с работниками и участия их и представителей работников при их наличии.

Политика в области ОЗБТ должна быть:

  • — оформлена как документированная информация;

  • — доведена до сведения работников организации;

  • — доступна соответствующим заинтересованным сторонам по мере возможности;

  • — актуальной и соответствующей.

  • 5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

Высшее руководство должно гарантировать, что ответственность и полномочия для соответствующих функций в рамках системы менеджмента ОЗБТ распределены и доведены до сведения на всех уровнях организации и поддерживаются в виде документированной информации. Работники на каждом уровне организации должны принять на себя ответственность за те аспекты системы менеджмента ОЗБТ. которые находятся под их контролем.

Примечание — Несмотря на то что ответственность и полномочия могут быть распределены, высшее руководство остается ответственным за функционирование системы менеджмента ОЗБТ.

Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия:

  • a) для обеспечения соответствия системы менеджмента ОЗБТ требованиям настоящего стандарта;

  • b) отчетности о функционировании системы менеджмента ОЗБТ высшему руководству.

  • 5.4 Консультации и участие работников

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процесс(ы) консультаций с работниками и их участия на всех соответствующих уровнях и для всех функций, а также, при их наличии, участия представителей работников в разработке, планировании, внедрении, оценке показателей и действиях по улучшению системы менеджмента ОЗБТ.

Организация должна:

  • a) предоставлять механизмы, время, подготовку и ресурсы, необходимые для консультаций и участия.

Примечание — Наличие представителей работников может быть таким механизмом для консультаций и участия:

  • b) обеспечить своевременный доступ к четкой, понятной и актуальной информации о системе менеджмента ОЗБТ;

  • c) определить и устранить препятствия или барьеры для участия и минимизировать те из них. которые не могут быть устранены.

Примечание — Препятствия или барьеры могут включать в себя отсутствие ответной реакции на предложения или иную информацию от работника, барьеры, связанные с языком или уровнем грамотности, санкции или угрозы санкций, а также политики или практики, которые препятствуют участию работника или допускают его наказание за участие;

  • d) акцентировать внимание на консультациях с рядовыми работниками по следующим вопросам:

  • 6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

    • 6.1.1 Общие положения

При планировании системы менеджмента ОЗБТ организация должна принимать во внимание факторы, упомянутые в 4.1 (среда), требования, упомянутые в 4.2 (заинтересованные стороны) и 4.3 (область применения системы менеджмента ОЗБТ). а также определять риски и возможности, в отношении которых должны быть приняты меры, в целях:

  • a) обеспечения уверенности в том. что система менеджмента ОЗБТ может достигать ожидаемых результатов;

  • b) предотвращения или уменьшения нежелательных последствий;

  • c) достижения постоянного улучшения.

При определении рисков и возможностей для системы менеджмента ОЗБТ и ее ожидаемых результатов. в отношении которых необходимо предпринимать действия, организация должна принять во внимание:

  • — опасности (см. 6.1.2.1);

* риски в области ОЗБТ и иные риски (см. 6.1.2.2);

  • — возможности в области ОЗБТ и иные возможности (см. 6.1.2.3);

  • — законодательные и иные требования (см. 6.1.3).

При планировании процесса(ов) организация должна определять и оценивать риски и возможности. которые значимы с точки зрения ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ. связанные с изменениями в организации, ее процессов или системы менеджмента ОЗБТ. В случае планируемых изменений, долгосрочных или краткосрочных, эта оценка должна проводиться до внедрения изменений (см. 8.1.3).

Организация должна поддерживать в рабочем состоянии документированную информацию.

  • • о рисках и возможностях;

  • • процессе(ах). необходимом(ых) для определения и действий в отношении рисков и возможностей (см. 6.1.2—6.1.4) в надлежащем объеме, чтобы иметь уверенность в том. что он (они) осуществляется(ются), как запланировано.

  • 6.1.2 Идентификация опасностей и оценка рисков и возможностей

    • 6.1.2.1 Идентификация опасностей

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) выявления опасностей. имеющий(ие) постоянный и проактивный характер. Данный(ые) процесс(ы) должен (должны) принимать во внимание, но не ограничиваться, следующее:

  • a) каким образом организована работа, социальные факторы (в том числе объем работ, часы работы, репрессии, преследование и издевательства), лидерство и корпоративную культуру в организации;

  • b) регулярные и выполняющиеся время от времени работы и ситуации, включая опасности, связанные:

  • 1) с инфраструктурой, оборудованием, материалами, веществами и физическими условиями на рабочем месте;

  • 2) проектированием продукта и услуги, исследованием, разработкой, испытаниями, производством. сборкой, строительством, предоставлением услуг, обслуживанием и утилизацией;

  • 3) человеческим фактором;

  • 4) тем. каким образом выполняется работа;

  • c) соответствующие инциденты в прошлом как внутри, так и за пределами организации, включая аварии и их причины;

  • d) возможные аварийные ситуации:

  • e) персонал, учитывая:

  • 1) работников, имеющих доступ к рабочему месту и выполняемым на нем работам, в том числе работников, подрядчиков, посетителей и иных лиц;

  • 2) тех. кто находится в непосредственной близости от рабочего места и может быть затронут проводимыми на нем организацией работами:

  • 3) работников, находящихся на месте выполнения работ, которые не находятся под прямым управлением организации:

  • f) другие вопросы, учитывающие:

  • 1) организацию рабочих мест, процессов, конструкцию установок, машин/оборудования. рабочие процедуры и организацию работ, в том числе их адаптацию к потребностям и возможностям задействованных работников;

  • 2) ситуации в непосредственной близости от рабочего места, возникающие вследствие выполнения работ под контролем организации:

  • 3) ситуации, не контролируемые организацией и возникающие в непосредственной близости от рабочего места, которые могут привести к производственной травме или ухудшению здоровья работников на рабочем месте;

д) фактические или предполагаемые изменения в организации, ее операциях, процессах, работах и системе менеджмента ОЗБТ (см. 8.1.3);

h) изменения в требованиях и информации об опасностях.

  • 6.1.2.2 Оценка рисков в области ОЗБТ и других рисков системы менеджмента ОЗБТ

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать лроцесс(ы) в целях:

  • a) оценки рисков в области ОЗБТ. связанных с идентифицированными опасностями, принимая во внимание результативность имеющихся средств управления;

  • b) выявления и оценки других рисков, связанных с разработкой, внедрением, функционированием и поддержкой системы менеджмента ОЗБТ.

Методология(ии) и критерии, применяемые организацией для оценки рисков в области ОЗБТ. должны быть определены с учетом их масштаба, характера и временных параметров, чтобы гарантировать возможность предупреждения, нежели ответного характера и систематического применения. Документированная информация в отношении этих методологий и критериев должна поддерживаться в рабочем состоянии и сохраняться.

  • 6.1.2.3 Оценка возможностей в области ОЗБТ и других возможностей системы менеджмента ОЗБТ Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) для оценки:

  • a) возможностей в области ОЗБТ для повышения показателей в данной области ОЗБТ. принимая во внимание планируемые изменения в организации, ее политиках, процессах или видах деятельности и ВОЗМОЖНОСТИ.

  • 1) для адаптации работы, организации труда и рабочей среды к работникам.

    • 7.1 Ресурсы

Организация должна определять и обеспечивать ресурсы, необходимые для разработки, внедрения. поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ.

  • 7.2 Компетентность

Организация должна:

  • a) определять необходимую компетентность работников, которые влияют или могут влиять на показатели в области ОЗБТ;

  • b) гарантировать, что работники компетентны (включая способность выявления опасностей) в силу соответствующего образования, подготовки или опыта:

  • c) предпринимать меры для приобретения и поддержания необходимой компетентности и оценивать результативность предпринятых мер там. где это применимо;

  • d) сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности.

Примечание — Возможные действия могут включать в себя, например, обучение, наставничество, изменение функций работающих сотрудников или привлечение по контракту компетентных специалистов.

  • 7.3 Осведомленность

Работники должны быть осведомлены:

  • a) о политике и целях в области ОЗБТ;

  • b) их вкладе в результативность системы менеджмента ОЗБТ. включая позитивные последствия от улучшения показателей в области ОЗБТ;

  • c) воздействии и возможных последствиях при несоответствии требованиям системы менеджмента ОЗБТ:

  • d) инцидентах и результатах их расследования:

  • e) опасностях и рисках в области ОЗБТ. а также разработанных в их отношении мерах;

  • f) способности избежать ситуаций в ходе работы, которые, по их мнению, представляют непосредственную и серьезную опасность для их жизни или здоровья, а также о мерах, защищающих их от негативных последствий этого.

  • 7.4 Обмен информацией

    • 7.4.1 Общие положения

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать лроцесс(ы). необходимый(ые) для внутреннего и внешнего обмена информацией, относящейся к системе менеджмента ОЗБТ. включая определение:

  • a) предмета обмена информацией;

  • b) времени обмена информацией;

  • c) сторон обмена информацией:

  • 1) внутри организации на разных уровнях и между различными функциями;

  • 2) с подрядчиками и посетителями на рабочих местах;

  • 3) другими заинтересованными сторонами:

  • d) способ обмена информацией.

При определении своих потребностей в обмене информацией организация должна принимать ео внимание различия (например, пол. язык, культуру, уровень грамотности, ограничения в дееспособности).

При разработке процесса(ов) обмена информацией организация должна учитывать точки зрения внешних заинтересованных сторон.

При разработке процесса(ов) обмена информацией организация должна:

  • • принять во внимание законодательные и иные требования.

  • — обеспечивать достоверность и соответствие информации, генерируемой в рамках системы менеджмента ОЗБТ, относительно ОЗБТ. которая должна сообщаться.

Организация должна реагировать на соответствующую информацию, касающуюся ее системы менеджмента ОЗБТ.

Организация должка сохранять документированную информацию как свидетельство ее обмена информацией, если применимо.

  • 7.4.2 Внутренний обмен информацией

Организация должна:

  • a) поддерживать внутренний обмен информацией, относящейся к системе менеджмента ОЗБТ. на разных уровнях и между различными функциями организации, в том числе относительно изменений в системе менеджмента ОЗБТ. если применимо:

  • b) обеспечивать процессы) обмена информацией, который(ые) дает(ют) возможность работникам вносить свой вклад в постоянное улучшение.

  • 7.4.3 Внешний обмен информацией

Организация должна поддерживать внешний обмен информацией, касающейся системы менеджмента ОЗБТ. как это предписано процессом(ами) обмена информацией самой организации, и принимать во внимание законодательные и иные требования.

  • 7.5 Документированная информация

    • 7.5.1 Общие положения

Система менеджмента ОЗБТ организации должна включать в себя следующее:

  • a) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;

  • b) документированную информацию, признанную организацией необходимой для обеспечения результативности системы менеджмента ОЗБТ.

Примечание — Объем документированной информации по системе менеджмента ОЗБТ может отличаться в разных организациях е силу:

  • • размера организации и вида ее деятельности, процессов, продукции и услуг;

  • • необходимости демонстрировать соблюдение законодательных и иных требований:

  • • сложности процессов и их взаимодействия:

  • • компетентности работников.

  • 7.5.2 Создание и актуализация

При создании и актуализации документированной информации организация должна обеспечить соответствующие:

  • a) идентификацию и описание (например, название, дата, автор или ссылочный номер);

  • b) формат (например, язык, версия программного обеспечения, графики) и носитель (например, бумага, электронный вид);

  • c) пересмотр и утверждение пригодности и соответствия.

  • 7.5.3 Управление документированной информацией

Документированная информация, требуемая системой менеджмента ОЗБТ и настоящим стандартом. должна быть управляемой для обеспечения:

  • a) доступности и пригодности, где и когда она необходима;

  • b) надлежащей защиты (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).

Система управления охраной труда (СУОТ) — это инструмент, который устанавливает политику и цели организации в соблюдении требований ОТ, а также описывает методы их достижения. По сути, это комплекс документов и мероприятий, которые помогают работодателю последовательно и эффективно сохранять жизнь и здоровье сотрудников, снижать травматизм и развивать культуру безопасности.

По законодательству каждый работодатель обязан создать и внедрить СУОТ у себя в организации. Это означает, что каждый работодатель должен разработать, утвердить и реализовать мероприятия, которые наилучшим образом обеспечат безопасность работников.

Система управления охраной труда (СУОТ)

Создать и обеспечить функционирование СУОТ работодателя обязывает статья 212 ТК РФ. Помимо этого, согласно ТК РФ, именно работодатель в целом несет ответственность за организацию работ по ОТ и обязан обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Выполнить эти обязанности работодателю помогает в том числе создание и внедрение СУОТ.

Основная цель СУОТ — обеспечить сотрудникам организации безопасные условия труда и снизить травматизм до нуля. Достичь этой цели одномоментно нельзя, это длительный процесс, поэтому в положении о СУОТ указывают промежуточные цели. Их можно реализовывать последовательно или параллельно — в любом случае они должны приближать основную цель.

В этой связи в положении также указываются промежуточные цели, последовательная реализация которых приближает итоговую цель — нулевой травматизм. Количество установленных целей зависит от специфики деятельности организации.

Если говорить более предметно, то у СУОТ есть следующие цели:

  1. обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений, в ходе технологических процессов, при работе с инструментами, оборудованием, сырьем и материалами
  2. создать на каждом рабочем месте условия, соответствующие требованиям охраны труда
  3. организовать контроль за условиями труда на рабочих местах
  4. провести специальную оценку условий труда (СОУТ)
  5. информировать работников об условиях и безопасности труда на их рабочих местах, о риске повреждения здоровья на работе и о том, какие им положены гарантии, компенсации и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Действие ТК РФ, который регламентирует все, что касается СУОТ, распространяется на отношения работника и работодателя. Поэтому СУОТ должна быть в каждой функционирующей организации, в которой есть нанятые сотрудники. Каждый работодатель должен разработать СУОТ и положение о СУОТ, а также выпустить приказ об утверждении положения о СУОТ до того, как начнет нанимать сотрудников.

Положение о СУОТ — один из основных документов, касающихся безопасности труда в организации. Это основа, которая помогает организовать СУОТ и сделать ее рабочей, а также позволяет при необходимости корректировать и совершенствовать охрану труда в организации.

В 2016 году Минтруд России выпустил приказ 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Этот приказ содержит типовой вариант положения — образец, который можно взять за основу при разработке своей СУОТ.

В положении должны быть описаны не общие идеологические принципы безопасности в организации, а конкретные действия работодателя по управлению ОТ. Документ должен учитывать специфику деятельности организации, ее отрасль, масштаб, численность коллектива и другие особенности. Действие положения распространяется на всех работников организации.

Работодатель может сам составить положение или привлечь для этого внешних специалистов. При разработке обязательно нужно учитывать мнение работников или уполномоченных ими представительных органов. Согласованное всеми сторонами положение нужно утвердить, выпустив приказ от лица работодателя.

При разработке положения нужно учитывать последовательность управления: «организация СУОТ — планирование и применение разработанных мероприятий — контроль исполнения и оценка их эффективности — корректировка и совершенствование».

В положении о СУОТ, помимо прочего, должны быть два раздела:

  • политика работодателя в области безопасности труда (о ней ниже)
  • цели работодателя в области охраны труда.

Распределение обязанностей

Разрабатывая положение о СУОТ, нужно не забыть распределить обязанности и назначить ответственных за реализацию целей, установленных в положении. Ответственных можно назначать на разных уровнях:

  • производственной бригады;
  • производственного участка;
  • производственного цеха/структурного подразделения;
  • филиала/обособленного структурного подразделения;
  • службы/нескольких структурных подразделений;
  • работодателя в целом.

Процедуры для достижения целей

Процедуры, которые помогут работодателю достичь его целей в соблюдении требований ОТ, описываются в специальном разделе. В нем же можно распланировать мероприятия для реализации этих процедур.

По сути, получается цепочка от общего к частному:

  1. цели охраны труда
  2. процедуры для реализации этих целей
  3. мероприятия для реализации этих процедур.

Например, в организации высокий уровень тяжелого травматизма, который ежегодно превышает средние значения по отрасли в регионе. Цель работодателя в данном случае будет — снизить производственный травматизм. Чтобы достичь этой цели, придется изучить обстоятельства несчастных случаев и понять их причину. Это будет одной из процедур, необходимых для достижения цели. Мероприятиями в данном случае будут конкретные действия — запросить у специалиста по ОТ статистику и обстоятельства НС, изучить их и сделать вывод о причинах.

Работодатель может выяснить, что большая часть НС произошла, например, по вине самих работников, которые не соблюдают требования охраны труда. Логически появляется следующая процедура — снизить число нарушений. Мероприятиями здесь могут стать дополнительные обучения и инструктажи для персонала, аудит системы снабжения средствами индивидуальной защиты, работа с начальниками отделов и цехов, поэтапное внедрение культуры безопасности и личного примера руководства на предприятии.

Этот раздел — ключевой во всем положении о СУОТ. Он содержит список конкретных действий, которые нужно выполнить, чтобы достичь поставленных целей. Правильно разработанный, этот раздел помогает работникам службы ОТ расставлять приоритеты и принимать именно те решения, которые приведут к достижению целей.

Чтобы качественно составить этот раздел, необходимо тщательно проанализировать ситуацию с травматизмом, предписания контрольно-надзорных органов, отчеты специалиста по ОТ о выявленных нарушениях требований безопасности и т.д.

Контроль и мониторинг СУОТ

Цели поставлены, процедуры и мероприятия разработаны. Следующий этап — мониторинг выполнения всех этих предписаний и в целом контроль эффективности СУОТ. Для этого работодатель должен разработать (и установить последовательность реализации) мероприятия, которые позволят:

  • оценивать соответствие текущей ситуации в охране труда и на рабочих местах тому, какой она была задумана, ее конкретным требованиям
  • определять эффективность процедур безопасности труда
  • получать данные, на основе которых будут принимать решения о дальнейшем совершенствовании СУОТ

Одновременно работодатель определяет основные виды контроля СУОТ и мониторинга процедур. Виды контроля могут быть следующие:

  • контроль процессов, которые выполняются периодически: СОУТ, обучения по ОТ, медосмотры;
  • учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
  • контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

Результаты мониторинга и контроля СУОТ — это та основа, которая позволяет не только оценивать эффективность мероприятий и процедур, но и совершенствовать всю систему охраны труда, поэтому ими не стоит пренебрегать.

ГОСТ Р 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда

Политика работодателя в области безопасности труда — это один из двух обязательных разделов положения о СУОТ. Политика представляет собой документ, в котором работодатель декларирует свое намерение и гарантирует соблюдение государственных нормативных требований ОТ и обязательств, которые он принял на себя добровольно.

СТБ ISO 45001-2020 применим к любой организации независимо от ее размера, типа и вида деятельности, которая хочет разработать, внедрить и поддерживать систему менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности (далее – OH&S), устранить опасности и минимизировать риски в области OH&S, воспользоваться возможностями в области OH&S и рассмотреть несоответствия системы OH&S, связанные со своими видами деятельности.

Новый стандарт СТБ ISO 45001-2020 устанавливает требования к системе OH&S и является руководством по ее применению, что позволяет содержать безопасные и благоприятные для здоровья рабочие места, предупреждая связанные с профессиональной деятельностью травмы и ухудшение состояния здоровья, а также непрерывно совершенствовать деятельность в области OH&S.

СТБ ISO 45001-2020 помогает организации установить и выполнять требования, необходимые для соответствия своей системы системе OH&S.

В соответствии с политикой организации в области OH&S намеченные результаты функционирования системы менеджмента OH&S включают:

  • непрерывное совершенствование в области OH&S;
  • выполнение актов законодательства и локальных правовых актов;
  • достижение целей в области OH&S.

СТБ ISO 45001-2020 применим для управления рисками в области OH&S с учетом особенностей контекста организации, т.е. с учетом комбинации внутренних и внешних факторов, которые могут воздействовать на подход организации при управлении рисками.

СТБ ISO 45001-2020 не устанавливает специфических требований в области OH&S, а также не дает предписаний по разработке системы менеджмента OH&S.

СТБ ISO 45001-2020 позволяет организации интегрировать в свою систему менеджмента OH&S другие аспекты здоровья и безопасности, такие как здоровый образ жизни, психофизическое состояние работников, в т.ч. применять особенности терминологии и законодательства об охране труда Республики Беларусь, а также интегрировать с Рекомендациями № 108.

СТБ ISO 45001-2020 не рассматривает таких вопросов, как безопасность продукции, ущерб имуществу или воздействие на окружающую среду, отдельно от вопросов здоровья и безопасности труда при профессиональной деятельности работающих.

СТБ ISO 45001-2020 может быть использован в целом или частями для систематического улучшения менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности.

Однако утверждать, что СУОТ приведена в соответствие с СТБ ISO 45001-2020, нельзя до тех пор, пока все требования стандарта не будут встроены в систему менеджмента организации и не будут выполнены.

Охрана труда в организации

Законодательство по охране труда

Условия труда

Медосмотры

Несчастные случаи

  • Опасные и вредные производственные факторы
  • Несчастные случаи, профессиональные заболевания и производственный травматизм
  • Охрана труда
  • Мероприятия по промышленной безопасности и охране труда
  • Стандарты по системам управления охраной труда

Данный документ является утвержденным национальным стандартом, разработанным с целью:

  • Постановить обязательные мероприятия по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов и профилактике несчастных случаев;
  • Учредить национальную систему управления охраной труда, работающую в соответствии с законодательством и нормативами РФ;
  • Разработать указания по соблюдению трудового законодательства, направленные на совершенствование охраны труда в организации;
  • Внедрить национальные стандарты по охране труда в политику конкретных организаций;
  • Предоставить работодателям и работникам информацию о методах управления охраны труда и основных мероприятиях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.